КЛАССИЦИЗМ (от лат. сlassicus - образцовый), стилевое направление в иск-ве и архитектуре, в основе к-рого лежит культ разума и идеального порядка, а в качестве источника используется античное наследие. Для архитектуры К. характерны строго геометрич. форма объемов, симметрия, архит. ордер как осн. мотив декорации, крупный масштабный строй, иерархич. соподчиненность форм, синтез с живописью и скульптурой. Зарождение К. в России связано с освоением архит. культуры Возрождения, итал., франц. и англ. традиций, в кон. 18 - нач.19 вв. - античных образцов. Носители культуры К. - приглашенные из-за рубежа мастера и обучавшиеся за границей выпускники Академии художеств. История К. в СПб. подразделяется на неск. этапов (см. Архитектурные стили). Основы К. заложены в эпоху Петра I с ее культом античности и "регулярностью" планировки. Образы К. 18-19 вв. отвечали мировоззрению дворянского об-ва в высшей фазе его развития, удовлетворяли его имперским настроениям и нац. чувству. Заказчики этой эпохи - государство и дворянство; в столице рос. империи были построены лучшие здания в духе
К., во дворцах были сосредоточены богатейшие коллекции живописи, скульптуры, произведений прикладного иск-ва. Условием расцвета К. стало жесткое регулирование градостроит. и творч. деятельности спец. гос. учреждениями (Комиссией о каменном строении, Академией художеств и др.) под эгидой императоров - Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I.
Архитектура К. не делала различий между "высокими" и "низкими" жанрами: и крупные казенные здания, и скромные хоз. постройки оформлялись в единой стилевой системе. Для скульптуры К. характерна склонностью к аллегориям, в ней часто встречаются изображения богов и героев, воен. "трофеев", что отражало образ СПб. - "воен. столицы". С англ. традицией связано создание пейзажных парков Елагина острова, Царского Села, Павловска. Крупнейшие архитекторы К. - А. Ринальди, А. Ф. Кокоринов, Ж. Б. Валлен-Деламот, И. Е. Старов, Н. А. Львов, Дж. Кваренги, А. Д. Захаров, Ж. Ф. Тома де Томон, К. И. Росси, А. Н. Воронихин, скульпторы - Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Мартос; художники - Д. Г. Левицкий, Ф. Я. Алексеев и др.
Принципы К. прослеживаются в архитектуре
СПб. всех эпох (кроме функционализма), чем обусловлена целостность архит. облика его ист. центра.
Лит.: История русского искусства: В 13 т. / Под общ. ред. И. Э. Грабаря и др. М., 1961. Т. 6; То же. 1963. Т. 8, кн. 1; Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. СПб., 1994. Т. А.
Славина.