Топография города // Городская сеть //Набережные //

АРСЕНАЛЬНАЯ НАБЕРЕЖНАЯ, на правом берегу р. Невы, между Арсенальной ул. и ул. Акад. Лебедева. Названа в 1887 по з-ду Новый Арсенал (ныне АО "Арсенал", д. 1). До 1898 в состав А. н. входила совр. Пироговская наб. Глубина Невы в р-не А. н. достигает 24 м. В 1976-81 берег одет в гранит (арх. В. М. Иванов, Н. А. Москвин, Ю. Г. Шиндин, инж. Л. Н. Соболев). Оригинальная 2-ярусная набережная украшена мортирами.
Архитектура // Мосты //

МАТИСОВ МОСТ (Сухарный), через р. Пряжку, соединяет лев. наб. р. Мойки с Матисовым островом (отсюда назв.). В 1737 здесь существовал дерев. балочный мост. В 1836-39 сооружен 3-пролетный дерев. арочный мост на устоях из плитного камня с гранитными подпятниками (инж. А. Д. Готман, А. Ф. Буттац). В 1935 дерев. арки заменены металлич. балками. В 1993-98 перестроен в металлич. 3-пролетный арочный с ездой поверху, с ортотропной плитой (инж. Л. Н. Соболев). Арки 2-шарнирные.
Архитектура // Мосты //

МОЛВИНСКИЙ МОСТ, через р. Таракановку, соединяет Лифляндскую ул. и ул. Калинина. Назв. от дачи купца Я. Н. Мольво (Молво). С кон. 18 в. здесь находился дерев. балочный мост, перестроенный в 1828 на дерев. 3-пролетный арочный мост на кирп. устоях и быках в виде чугун. колонн (инж. П. П. Базен, Б. Клапейрон). В нач. 20 в. заменен на дерев. 5-пролетный мост дл. 54 м. Совр. мост 1-пролетный, жел.-бетонный, балочный, построен в 1983-84 (инж. Л. Н. Соболев, С. С. Надточий).

ПИКАЛОВ МОСТ, через кан. Грибоедова, на правой наб. Крюкова кан. Назван по фам. строившего его в 1783-85 подрядчика Пикалова. 3-пролетный дерев. мост с опорами бутовой кладки с гранитной облицовкой, средний пролет разводной (заменен во 2-й пол. 19 в.). В 1905 пролетные строения заменены на металлич. балочные, в 1982-84 - на жел.-бетонные плитные на старых опорах (инж. Л. Н. Соболев, Р. Р. Шипов).