Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

ВВЕДЕНСКИЙ СОБОР, собор Введения во Храм Божией Матери (Загородный просп., сквер между д. 45 и 47), полковая церковь (с 1913 собор) л.-гв. Семеновского полка, построена в 1837-42 в рус.-визант. стиле (арх.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО СОБОР, Воскресенский собор, Смольный собор, Собор всех учебных заведений (пл. Растрелли, 1), пам. архитектуры барокко. Возведен в 1748-57 как соборный храм Смольного мон. (арх. Ф. Растрелли), в 1762 начата отделка (арх. Ю. М. Фельтен, не завершена). Ниж. часть здания, расчлененная на 2 яруса, увенчана высоким световым барабаном, к к-рому примыкают 4 звонницы. Вся композиция отличается необыкновенной пластичностью и создает впечатление устремленности ввысь.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

КАЗАНСКИЙ СОБОР, собор иконы Казанской Божией Матери (Казанская пл., 2), пам. архитектуры классицизма. В 1733-37 на этом месте выстроена кам. 3-придельная ц. Рождества Богородицы с высокой колокольней (арх. М. Г. Земцов), куда была торжественно перенесена икона Казанской Божией Матери (кон. 16 в.). В 1773 в этой церкви венчался цесаревич Павел Петрович; здесь отмечались мн. победы рос. армии. В кон. 18 в. храм получил статус собора.
Архитектура // Кладбища //
Городское хозяйство // Кладбища //

НОВОДЕВИЧЬЕ КЛАДБИЩЕ (Московский просп., 100), в юж. части СПб. Создано в 1845 при Новодевичьем монастыре, захоронения производились с 1849 до 1930-х гг. Пл. 10 га. В 19 - нач. 20 вв. - одно из самых дорогих и престижных кладбищ столицы (стоимость мест - от 50 до 500 руб.). На Н. к. находились две церкви-усыпальницы.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930), живописец, график и педагог. С 1863 жил в СПб. Учился в Рисовальной школе ОПХ (1863) у И. Н. Крамского и в АХ (1864-71) у П. В. Басина, Ф. А. Бруни и Т. А. Неффа; в 1873-76 пенсионер в Италии и Франции. В 1893-1907 преподавал в АХ (проф.-рук. мастерской, с 1893 д. ч. АХ, в 1898-99 ректор), в 1890-х гг. - в худож. школе княгини М. К. Тенишевой. С 1878 чл. Товарищества передвижных художественных выставок. Глава рус. реалистич. школы живописи.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ЧИСТЯКОВ Павел Петрович (1832-1919, Детское Село), живописец и педагог. Учился в АХ (1849-64) у П. В. Басина. Пенсионер АХ в Париже и в Риме (1862-70). Преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1860-69) и в АХ (с 1872; д. ч. АХ с 1893, зав. мозаичным отделением в 1890-1912). Разработал пед. систему, соединявшую лучшие традиции академич. школы с опытом непосредств. восприятия природы и сыгравшую важную роль в развитии реализма в рус. иск-ве.