Архитектура // Архитектурные памятники //Архитектурные ансамбли //

ГАТЧИНА (в 1923-27 Троцк, в 1927-44 Красногвардейск), город Ленингр. обл. в 45 км к Ю. от СПб., ж.-д. ст. Изв. с 1499 как с. Хотчино, с нач. 18 в. - Гатчинская мыза. С 1796 - город, имп. резиденция. Значит. часть терр. (ок. 700 га) занимает дворцово-парковый ансамбль, включающий Дворцовый парк, Сильвию, Зверинец, Приоратский парк.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

ДОМОВЫЕ ЦЕРКВИ, храмы в домах частных лиц, дворцах, зданиях гос., воен. и обществ. учреждений, уч. заведений, тюрьмах и пр. Первые Д. ц. появились в СПб. при царе Петре I: в 1711 - во дворце царевны Натальи Алексеевны, в 1715 - в Мор. госпитале; их активно открывали при имп. Екатерине II: в 1764 - при Смольном институте, в 1765 - при АХ, в 1781 - при Градских богадельнях, в 1788 - при Воспитательном доме.
Религия. Церковь //

ИКОНЫ ЧУДОТВОРНЫЕ И ЧТИМЫЕ. Самая известная чудотворная икона Божией Матери Казанской - список 16 в. с исчезнувшей одноим. чудотворной иконы, находится в Казанском соборе. Она была привезена из Москвы в нач. 18 в. царицей Прасковьей Федоровной (вдова царя Ивана V Алексеевича, брата Петра I) и до 1922 имела дорогой оклад, украшенный драгоценными камнями. В 1812 перед этим образом молился М. И. Кутузов накануне отъезда к армии. В 1940-2001 икона пребывала в Князь-Владимирском соборе.
Топография города // Географические объекты //Острова //

КРЕСТОВСКИЙ ОСТРОВ, между реками Ср. Невка (отделяет его от Елагина о.), М. Невка (отделяет от Петровского, Петроградского и Аптекарского о-вов) и Крестовка (отделяет от Каменного о.). Пл. 340 га, дл. 3,9 км, шир. 1,0 км. Соединен Лазаревским (трамвайным) и Б. Крестовским мостами с Петроградским о., Б. Петровским - с Петровским, Мало-Крестовским - с Каменным и 2-м Елагиным - с Елагиным о-вами. Назв. возникло до основания СПб., происходит от ижорско-фин. risti - крест.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Архитектура // Кладбища //

ЛАЗАРЕВСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА, церковь Праведного Лазаря в составе ансамбля Александро-Невской лавры. Небольшая кам. церковь ("палатка") была построена в 1717 за алтарем дерев. ц. Благовещения для погребения царевны Натальи Алексеевны (в 1723 ее прах перенесен в кам. Благовещенскую усыпальницу). В 1787-89 Л. у. расширена, в 1835-36 полностью перестроена (арх. Л. Я. Тиблен) на средства графа Д. Н. Шереметева (являлась семейной усыпальницей графов Шереметевых).
Топография города // Городская сеть //Проспекты //

ЛИТЕЙНЫЙ ПРОСПЕКТ [в 1918-44 просп. Володарского, в честь участника рев. движения В. Володарского (1891-1918)], между Литейным мостом и Невским просп. В 1711 в нач. будущего Л. п. заложен Литейный двор, позднее сооружены дома мастеров, казармы л.-гв. Преображенского полка, дворцы царевича Алексея Петровича и царевны Натальи Алексеевны - сестры царя Петра I, от к-рых до Б. Першпективной дороги (совр.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

НИКИТИН Иван Никитич (ок. 1690-1742), живописец, один из основоположников светской живописи в России. В 1711 в числе мастеров Оружейной палаты переведен из Москвы в СПб. В 1716-20 послан Петром I совершенствоваться в Италию. С 1720 гофмалер имп. двора, придворный портретист.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

СКОРБЯЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ц. иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте" (Шпалерная ул., 35-а), сооружена в 1817-18 в стиле позднего классицизма (арх. Л. Руска) на месте Воскресенской ц., устроенной в 1711 при дворце царевны Натальи Алексеевны. Здание увенчано низким куполом. Центр гл. фасада выделен мощным 6-колонным портиком, увенчан низким куполом на невысоком барабане, интерьер решен в виде ротонды, украшенной 24 прилегающими колоннами ионич. ордера из искусств. белого мрамора.
Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации //

ТЕАТР ДРАМАТИЧЕСКИЙ. Первые попытки организации регулярного публ. театра в СПб. - спектакли театра сестры царя Петра I царевны Натальи Алексеевны (с 1714). В СПб. также гастролировали разл. заруб. труппы, как, напр., труппа И.-К. Эккенберга (с 1719). С 1730-х гг. заруб. труппы вошли в систему рус. придворного театра, выступая на пост. основе. В 1756 указом имп. Елизаветы Петровны в СПб. учрежден первый рус. проф. публ. театр (см. Русский для представления трагедий и комедий театр).