Наука. Образование // Учебные заведения //

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ, первое общеобразоват. ср. уч. заведение в России. Учреждена при Петерб. АН в 1724, открыта в янв. 1726. Готовила к поступлению в Академический университет и на гос. службу мальчиков из разл. свободных сословий. Изучались лат., нем., франц. языки, рус. словесность, история, география, математика, естеств. науки, рисование. В 1758-65 А. г. руководил М. В. Ломоносов, к-рый в 1759 составил ее "Регламент". В 1765 открыто подготовит. отделение для малолетних.
Наука. Образование // Учебные заведения //

АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, первый в России ун-т, осн. Петром I в 1724 в составе Петерб. АН; ныне официально признан предшественником С.-Петерб. гос. ун-та. Помещался в одном здании с Академической гимназией. Обучение велось с янв. 1726 академиками по трем "классам": матем., физ. и "гуманиоры". Лекции читались на лат. и нем. языках. Первые студенты выписаны из Германии; позднее их набирали из числа уч-ся духовных семинарий.

АКАДЕМИЯ НАУК РОССИЙСКАЯ (РАН), высшее науч. учреждение России. Осн. в СПб. по проекту имп. Петра I, утвержденному Сенатом 28.1.1724. По уставу 1747 - Имп. Академия наук и художеств, по уставу 1803 - Имп. АН, с 1836 - Имп. С.-Петерб.
Наука. Образование // Персоналия //

ЛЕПЕХИН Иван Иванович (1740, СПб.-1802, там же), натуралист, путешественник, акад. Петерб. АН (1768). Учился в Академич. (1760-62) и Страсбургском (1762-67) ун-тах. В 1768-74 руководил экспедициями АН по изучению Поволжья, Урала, Севера Европ. части России. В 1774-1802 дир. Ботанич. сада АН, в 1777-94 инспектор Академич. гимназии. С 1783 непременный секр. Рос. академии.
Наука. Образование // Научные и проектные учреждения //

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ, науч. центр по изучению рус. яз., словесности и истории. Осн. в СПб. в 1783. Гл. направление деятельности - создание толковых и отраслевых словарей. Важнейший труд - "Словарь Академии Российской" (1789-94; 2 изд. - 1806-22) - первый толковый словарь рус. яз. Р. а. оказала значит. влияние на развитие рус. культуры кон. 18 - нач. 19 вв., на процесс становления рус. языкознания.