История переименований:

Адмиралтейская линия 20 апреля 1738 - 1753
Большая ул. 1776 - 1798
Большой пр. 1804 - 1817
Большой Адмиралтейский пр. 1775 - 1822
Адмиралтейский пр. 7 марта 1880 -октябрь 1918
пр. Рошаля октябрь 1918 - 13 января 1944
Адмиралтейский пр. 13 января 1944
Архитектура // Архитектурные памятники //Крепости и форты //
Адмиралтейский пр.

АДМИРАЛТЕЙСКАЯ КРЕПОСТЬ, заложена одноврем. с Гл. Адмиралтейством 5.11.1704, строилась по чертежу царя Петра I под рук. Я. В. Брюса. Прямоугольная в плане, А. к. охватывала комплекс Гл. Адмиралтейства и Адмиралтейской верфи с трех сторон, состояла из земляного вала с пятью бастионами (4 по углам и один в центре куртины, обращенной на Ю.) и заполненного водой рва, прикрытого гласисом. Перед гласисом оставалось широкое открытое пространство - эспланада (в 18 в. Адмиралтейский луг).
Топография города // Городская сеть //Проспекты //
Адмиралтейский пр.

АДМИРАЛТЕЙСКИЙ ПРОСПЕКТ [во 2-й пол. 18 в. - Адмиралтейская или Большая ул., в 1918-44 - просп. Рошаля, в память участника рев. движения С. Г. Рошаля (1896-1917)], соединяет Дворцовую и Исаакиевскую площади, входит в ансамбль центр. площадей СПб. Проложен как граница быв. Адмиралтейской пл. во 2-й пол. 18 в. по проекту Комиссии о кам. строении СПб. и Москвы под рук. арх. А. В. Квасова.
Архитектура // Архитектурные памятники //Общественные здания и сооружения //
Адмиралтейский пр.

АДМИРАЛТЕЙСТВО, в 18-19 вв. - место стр-ва и ремонта воен. кораблей, имеющее необходимые сооружения (верфи, стапели, эллинги, склады, мастерские и пр.). В СПб. в 18 - нач. 19 вв. действовали т. н. Новое А., А. на Галерном острове, А. и верфь в р-не Галерной гавани. Наиболее известно Главное А. (ныне Адмиралтейский просп., 1), основанное 5.11.1704 на левом берегу Б. Невы по проекту царя Петра I. Общее руководство стр-вом осуществлял А. Д. Меншиков.
Топография города // Городская сеть //Проспекты //
Адмиралтейский пр.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ ПРОСПЕКТ, между Адмиралтейским просп. и наб. р. Фонтанки. Проложен в нач. 18 в., ориентирован на башню Гл. Адмиралтейства, пересекает Исаакиевскую пл. Назван в 1738 по Вознесения Господня церкви (не сохр.), в кон. 18 в. именовался также 3-й Адмиралтейской ул., в 1923-91 - просп. Майорова, в память участника Гражд. войны П. В. Майорова (1889-1919).
Топография города // Городская сеть //Улицы //
Адмиралтейский пр.

ГОРОХОВАЯ УЛИЦА, между Адмиралтейским и Загородным проспектами, пересекает р. Мойку (Красный мост), кан. Грибоедова (Каменный мост), р. Фонтанку (Семеновский мост). С кон. 1730-х гг. до сер. 18 в. - Средняя проспективая ул.; во 2-й пол. 18 в. - Адмиралтейская перспектива, Семеновская перспектива (по л.-гв.
Архитектура // Архитектурные памятники //Архитектурные ансамбли //
Топография города // Городская сеть //Площади //
Адмиралтейский пр.

ИСААКИЕВСКАЯ ПЛОЩАДЬ (в 1923-44 пл. Воровского), одна из центр. площадей СПб., между Адмиралтейским просп. и Мариинским дворцом; ее пересекают р. Мойку, Вознесенский просп. и Б. Морская ул. Имеет форму неправильного 4-угольника, совр. вид приобрела в 1923 после объединения И. п. и Мариинской пл. (от одноим. дворца до Б. Морской ул.). Архит. ансамбль И. п. включает разностильные здания 18 - нач. 20 вв. (от раннего классицизма до модерна).
Топография города // Городская сеть //Проспекты //
Адмиралтейский пр.

НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ (до 1738 Большая першпективная дорога, или Большая першпектива, в 1738-1780-х гг. Невская проспективая ул., или Невская перспектива, в 1918-44 просп. 25-го Октября, в память Окт. рев-ции 1917), гл. магистраль СПб., между Адмиралтейским просп. и пл. Александра Невского (дл. 4,5 км), пересекает р. Мойку (Народный мост), кан. Грибоедова (Казанский мост), р. Фонтанку (Аничков мост).
Городское хозяйство // Транспорт //Городской транспорт //
Адмиралтейский пр.

ТРАМВАЙ (от англ. tram - вагон и way - путь), вид гор. рельсового транспорта. Существовало 3 вида Т.: конный (см. Конка), паровой (см. Паровая железная дорога) и электрический. В 1880 на углу Дегтярной и Болотной улиц инж. Ф. А. Пироцкий испытал первый в России электрич. Т. Первая линия электрич.