Гаккель Яков Модестович
Графтио Генрих Осипович
Пироцкий Ф.А.
| ||||||||||
Трамвай |
||||||||||
ТРАМВАЙ (от англ. tram - вагон и way - путь), вид гор. рельсового транспорта. Существовало 3 вида Т.: конный (см. Конка), паровой (см. Паровая железная дорога) и электрический. В 1880 на углу Дегтярной и Болотной улиц инж. Ф. А. Пироцкий испытал первый в России электрич. Т. Первая линия электрич. Т. проложена в 1895 по льду Невы от Дворцовой наб. до Стрелки Васильевского о. В создании проекта гор. линии Т. участвовали инж. Г. О. Графтио, Я. М. Гаккель и др. 1-я очередь наземной однопутной линии Т. (от Гл. Адмиралтейства до 8-й линии В. О.) открыта 16.9.1907. В окт. - дек. 1907 пущен Т. по Садовой ул. и Невскому просп. К 1909 в СПб. действовало 13 маршрутов, на линии выходило 190 вагонов англ. з-да Bruch и 235 отеч. вагонов (из них 50 - Путиловского з-да). Начатое в 1913 стр-во 2-й очереди Т. прекратилось в 1916 в связи с 1-й мир. войной. В 1914 начались грузовые трамвайные перевозки. В 1917 открылась пригородная линия на Ораниенбаум (ОРАНЭЛ). В 1918-23 гор. х-во находилось в упадке и на линии выходило ежедневно 150-200 вагонов (Т. ходили только по рабочим дням). В кон. 1920-х гг. началась интенсивная прокладка путей Т. (на Охте, Ржевке, в Озерках). К 1941 длина линий Т. превысила 700 км, на них работало ок. 1900 вагонов. В июне 1941 ленингр. Т. был переведен на воен. положение. 8.12.1941 из-за отсутствия электроэнергии движение Т. прекратилось, но уже 15.4.1942 Т. был пущен вновь. В 1943 работало 13 маршрутов. К 1947 трамвайное х-во было полностью восстановлено. С 1958 Т. переведены на работу без кондуктора (должность кондуктора восстановлена в 1997). С 1947 осуществлялось освобождение гл. магистралей от трамвайных путей (просп. Стачек, Невский просп., Кировский просп. и др.), одноврем. продолжалось стр-во новых путей: к 1980 открыто св. 20 новых маршрутов. В нач. 1990-х гг. Т. оказался нерентабельным, началось новое сокращение его линий (сняты пути с просп. Энгельса, Адмиралтейского просп., ул. Восстания, ул. Жуковского и др.). С 1998 производится укладка рельсов на амортизирущие "подушки" - т. н. бархатный путь (Садовая ул., Б. Зеленина ул. и др.), позволяющие значительно снизить шум. В 2003 в СПб. действовало ок. 50 маршрутов Т., на к-рых эксплуатировались вагоны моделей ЛМ-97 и ЛМ-99, выпускаемые Петерб. трамвайно-механич. з-дом (ПТМЗ), протяженность линий Т. по оси улиц - 300 км. В 1997 на терр. трампарка № 2 (Средний просп. В. О., 77) был создан музей трамвайной техники. Музейные экспозиции существуют в трампарке № 1 (Московский просп., 83) и др. С 1998 от пл. Тургенева до Финляндского вокзала курсирует музейный маршрут, на к-ром работают 1-2 поезда из коллекции музея. В марте 2003 на просп. Просвещения открыта 1-я линия Т. ускоренного движения.
Лит.: Годес Я. Г. Этот новый старый трамвай. Л., 1982; От конки до трамвая: Из истории петерб. транспорта / Авт.-сост. Е. Шапилов и др. СПб.; М., 1994; Трамвай и троллейбус Санкт-Петербурга / Авт.-сост. М. Н. Величенко. СПб., 1997. Ю. Н. Кружнов. | ||||||||||
ПЕРСОНЫ | ||||||||||
БИБЛИОГРАФИЯ | ||||||||||
АДРЕСА |