Топография города // Водоемы и водотоки //Каналы // Волго-Балтийский водный путь


Волго-Балтийский водный путь

ВОЛГО-БАЛТИЙСКИЙ ВОДНЫЙ ПУТЬ, искусств. гидротехн. сооружение на С.-З. России, связывает басс. р. Невы с басс. рр. Волга и Сев. Двина. Ведет историю от Мариинской водной системы (названа в честь имп. Марии Федоровны), стр-во к-рой велось с кон. 18 в., а движение открыто в 1810. Трасса начиналась у г. Рыбинск, шла по р. Шексне, Белому оз., р. Ковже, Мариинскому кан., затем по р. Вытегре, Онежскому оз., р. Свири, Ладожскому оз. и Неве. Дл. ок. 1100 км (крупнейший водный путь Европы). Отходящий от Шексны Сев.-Двинский канал (открыт в 1828) дал выход через рр. Сухона и Сев. Двина к Белому морю. Для более безопасного прохождения небольших плоскодонных судов позже были проложены обходные каналы - Белозерский, Онежский, Новоладожский. К нач. 20 в. система уже не удовлетворяла потребностям страны. Кардинальная реконструкция В.-Б. в. п. началась после Вел. Отеч. войны 1941-45 и была завершена в 1964, местами новая трасса отклоняется от прежней. На новой системе 5 мощных гидроузлов с 7 камерными однониточными шлюзами. На сев. склоне 4 гидроузла: Вытегорский, Белоусовский, Новиковский и Пахомовский, расположенные на подъеме от Онежского оз. к водоразделу выс. ок. 80 м. Пятый, Череповецкий гидроузел - на юж. склоне, на р. Шексна. Глубина В.-Б. в. п. не менее 4 м, что дает возможность проходить по ней судам с грузоподъемностью ок. 5 тыс. т. Грузовые перевозки осуществляются гл. обр. на самоходных грузовых судах и судах типа река-море, к-рые следуют не по обходным каналам, а прямо по озерам. В.-Б. в. п. используется также в пасс. сообщении и водно-туристских маршрутах. На пересечениях трассы с жел. и шосс. дорогами сооружены капитальные мосты.
Лит.: Стромилова Е. Н., Славина И. И., Манкуни Г. Г. Волго-Балт с борта теплохода. Л., 1984. Ю. П. Селиверстов.

ПЕРСОНЫ


БИБЛИОГРАФИЯ


АДРЕСА