КАНАЛЫ

 
1 2
Топография города // Водоемы и водотоки //Каналы //

АДМИРАЛТЕЙСКИЙ КАНАЛ, прорыт в 1711-20 от вост. рва Адмиралтейской крепости (ныне место спуска с Дворцового моста к Дворцовой пл.) до р. Мойки, соединял Адмиралтейскую верфь с Галерным двором и складами Новой Голландии. Назван по находившемуся поблизости Адмиралтейству. В 1840-х гг. часть А. к. от Гл. Адмиралтейства до Крюкова канала заключена в трубу, по его трассе проложены Адмиралтейский проезд и Конногвардейский бульвар.
Топография города // Водоемы и водотоки //Каналы //

БУМАЖНЫЙ КАНАЛ, прорыт во 2-й пол. 18 в. между рр. Екатерингофкой и Таракановкой для хоз. целей. Назв. от Екатерингофской бумагопрядильной ф-ки (ныне прядильно-ниточный комбинат "Сов. звезда"). Дл. 1,1 км, шир. 10 м, глуб. 0,3-1 м. Отходит от р. Екатерингофки слева, ниже устья Обводного кан., охватывает с С. парк Екатерингоф, у Сутугина моста соединяется с р. Таракановкой. В межень часто пересыхает. Вода загрязнена пром. стоками.
Топография города // Водоемы и водотоки //Каналы //

ВВЕДЕНСКИЙ КАНАЛ, прорыт в 1807-10 между Обводным кан. и р. Фонтанкой. Назван по Введенскому собору (в разное время именовался Соединительным, Новым, Семеновским, Витебским), проходил между быв. казармами Егерского лейб-гвардии полка (слева) и линией Витебской ж. д. (справа), пересекал Загородный просп., проходил у зданий быв. Воен.-мор. мед. академии (наб. р. Фонтанки, 106) и впадал в Фонтанку между Обуховским и Горсткиным мостами.
Топография города // Водоемы и водотоки //Каналы //

ВИТЕБСКИЙ КАНАЛ, см. Введенский канал.
Топография города // Водоемы и водотоки //Каналы //

ВОЛГО-БАЛТИЙСКИЙ ВОДНЫЙ ПУТЬ, искусств. гидротехн. сооружение на С.-З. России, связывает басс. р. Невы с басс. рр. Волга и Сев. Двина. Ведет историю от Мариинской водной системы (названа в честь имп. Марии Федоровны), стр-во к-рой велось с кон. 18 в., а движение открыто в 1810. Трасса начиналась у г. Рыбинск, шла по р. Шексне, Белому оз., р. Ковже, Мариинскому кан., затем по р. Вытегре, Онежскому оз., р. Свири, Ладожскому оз. и Неве. Дл. ок. 1100 км (крупнейший водный путь Европы).
Топография города // Водоемы и водотоки //Каналы //

ВОЛКОВСКИЙ КАНАЛ, сооружен в кон. 1960-х гг. в ходе застройки р-на Купчино вдоль насыпи Витебской ж. д. Назв. от р. Волковки (в В. к. убраны часть ее верх. и ср. течения от Купчинской ул. до Благодатной ул.). Дл. ок. 6,5 км, шир. 1-3 м, берега укреплены и задернованы. В верховьях (между Дунайским просп. и ул. Димитрова) прокопаны два параллельных русла для дренирования терр. В р-не Балканской пл. канал убран в трубу.
Топография города // Водоемы и водотоки //Каналы //

ВОСКРЕСЕНСКИЙ КАНАЛ (Инженерная канавка), прорыт при стр-ве Михайловского замка в 1797-1800 вдоль его юж. фасада. Имел исток из р. Фонтанки, соединялся с прудами Михайловского сада и далее по кирпичной трубе впадал в р. Мойку. Дл. 210 м, шир. 16-20 м, глубина до 8 м. Был судоходен, составлял единую систему с засыпанными в 1823 Церковным кан. (по створу совр.
Топография города // Водоемы и водотоки //Каналы //

ГАЛЕРНОГО ДВОРА КАНАЛЫ, прорыты в нач. 18 в. на зап. оконечности Адмиралтейского о., где располагался Галерный двор. В 1711 и 1716 прорыты два Поперечных канала между Б. Невой и Мойкой, а в 1716-17 - безымянный канал вдоль Б. Невы, соединивший оба Поперечных канала. Общая дл. каналов ок. 840 м, они использовались для транспортировки судов и материалов.
Топография города // Водоемы и водотоки //Каналы //

ГРЕБНОЙ КАНАЛ, расположен в сев. части Крестовского о., в пределах Приморского парка Победы, на месте быв. р. Винновка. По проекту 1938 предполагалось прорыть Г. к. дл. ок. 2 км от устья Ср. Невки у стадиона им. Кирова до 2-го Елагина моста. В 1958-60 сооружен Г. к. дл. 1,6 км и шир. 40 м от стадиона им. С. М. Кирова вдоль левого берега Ср. Невки (соединен с ней в р-не Яхт-клуба).
Топография города // Водоемы и водотоки //Каналы //

ГРИБОЕДОВА КАНАЛ (в 1767-1923 Екатерининский кан.), начинается из р. Мойки у Марсова поля, впадает в р. Фонтанку у Мало-Калинкина моста. Дл. 5 км., шир. 32 м, расход воды 3,1 - 3,4 м3/с. Правый берег Г. к. за Лермонтовским просп. до пл. Репина сливается с просп. Римского-Корсакова. Канал проложен по руслу р. Кривуша (др. назв. - р. Глухая), исток к-рой в 1739 соединен с р. Мойкой.
Топография города // Водоемы и водотоки //Каналы //

ДУДЕРГОФСКИЙ КАНАЛ, сооружен в 1970-х гг. в ходе благоустройства терр. вдоль Петергофского ш. и в р-не Южно-Приморского парка. Назв. - по р. Дудергофке (захватил ее низовья).
Топография города // Водоемы и водотоки //Каналы //

ЗИМНЯЯ КАНАВКА, канал от Дворцовой наб. до наб. р. Мойки, прорыт в 1718-19 строителем-подрядчиком В. Озеровым (дл. 228 м, шир. ок. 20 м, ср. расход воды 2 м3/с). С 1738 - Ст. Дворцовый кан. (проезд вдоль него - Ст. Дворцовая ул. - по Ст. Зимнему дворцу), в 1780-х гг. - Зимнедомский (Зимнедворцовый) или Зимний кан. (по соседнему Зимнему дворцу), с 1768 правый берег наз. Почтовой ул. (по находившемуся на углу с Миллионной ул. Почтовому двору); с 1828 совр. назв.
Топография города // Водоемы и водотоки //Каналы //

КАМЕННОГО ОСТРОВА КАНАЛЫ, сооружены в 18-19 вв. с целью осушения терр., доставки строит. материалов к дворцам и особнякам, а также для благоустройства парков. Трассы каналов неоднократно менялись. Осн. артерией стал Большой кан., заканчивавшийся прямоугольным прудом, от к-рого в три стороны отходили каналы к Б. Невке, М. Невке и к вост. оконечности о-ва, где строился Каменноостровский дворец, перед к-рым планировалось создать круглый пруд.
Топография города // Водоемы и водотоки //Каналы //

КАНАЛЫ, искусств. водотоки, прокладывались со времени основания СПб. с целью дренирования низменной и заболоченной терр. и создания удобных путей для подвоза строит. материалов и др. грузов (др. причиной столь масштабного стр-ва К. было желание царя Петра I создать "2-ю Венецию"). К "венецианским" относились К., прорытые в 1-й четв. 18 в. на Васильевском о-ве (засыпаны в 1770-80-х гг., по их трассам проложены Линии Васильевского острова).
Топография города // Водоемы и водотоки //Каналы //

КРАСНЫЙ КАНАЛ, прорыт в 1711 между р. Мойкой и Б. Невой для осушения местности, проходил примерно по западной границе Марсова поля. Назван по соседнему Красному мосту через Мойку (ныне Театральный мост). В р-не совр. Миллионной ул. имел небольшой бассейн.
1 2