Петр I, император
| ||||||||||
Большая Охта, местность |
||||||||||
БОЛЬШАЯ ОХТА, местность на В. СПб., на правом берегу р. Невы, между р. Охтой, просп. Энергетиков и ш. Революции. До нач. 20 в. употреблялись назв. Охтенские слободы и Охтенская сторона. На терр. Б. О. располагались д. Исаковка и Матросская слобода, с нач. 18 в. - поселение работных людей Охтинской судостроит. верфи, подведомственной Гл. Адмиралтейству. Первонач. застройка простиралась узкой полосой вдоль берега Невы. К В. от поселений в 1773 основано Большеохтинское православное кладб. В кон. 19 - нач. 20 вв. на Б. О. создан ряд пром. пр-тий: судостроит. и механич. з-д "Охта" (ныне "Знамя Труда"), Охтинская бумагопрядильня (ныне ф-ка "Возрождение"), лесопильные з-ды и др. В 1892 открыт вокзал Ириновской узкоколейной ж. д. В 1911 Б. О. получила прямой выход на левый берег Невы через Большеохтинский мост (мост имп. Петра Великого). До 1940-х гг. Б. О. - неблагоустроенная рабочая окраина. В кон. 1940-х гг. началась реконструкция р-на: на месте уничтоженных в годы блокады дерев. домов строились типовые 2-4-этажные кам. здания. К кон. 1950-х гг. сложилась застройка Среднеохтинского просп. - гл. магистрали Б. О. В кон. 1960-х гг. сформирован ансамбль Красногвардейской пл., сооружен новый Комаровский мост через Охту, застроен обширный микрорайон к В. от просп. Металлистов. В 1970-х гг. реконструирована Свердловская набережная. В юж. части Б. О., вдоль Якорной и Магнитогорской улиц, сложилась пром. зона: Охтинский деревообр. комбинат, мебельное пр-тие "Нева", з-ды "Гидромехоборудование", "Баррикада", "Трублит" и др. Назв. сохранилось в наименовании Большеохтинского проспекта.
Лит.: Мансуров Б. П. Охтенские адмиралтейские селения: В 4 ч. СПб., 1856; Метлицкий Б. Г. Об Охте. Л., 1964; Охта, Пороховые: Страницы истории / Сост. Е. М. Мухина. СПб., 2003. Е. А. Бондарчук, П. Ю. Юдин. | ||||||||||
ПЕРСОНЫ | ||||||||||
БИБЛИОГРАФИЯ | ||||||||||
АДРЕСА |