Городское хозяйство // Транспорт //Вокзалы, ж/д транспорт // Финляндский вокзал


Финляндский вокзал

ФИНЛЯНДСКИЙ ВОКЗАЛ (пл. Ленина, 5), построен в 1870 (арх. П. С. Купинский). Здание было 1-этажным с двумя 2-этажными павильонами. Боковой фасад с павильоном для членов имп. фамилии выходил на вновь проложенный Финский пер. Интерьеры отделаны по проектам швед. арх. В. Вестлинга и П. Э. С. Дагенаэра. При реконструкции кон. 1950-х гг. центр. ризалит старого Ф. в. включен в один из корпусов нового здания. Новый Ф. в. введен в строй 4.6.1960 (арх. П. А. Ашастин, Н. В. Баранов, Я. Н. Лукин, инж. И. А. Рыбин). Вытянутый по горизонтали лаконичный объем завершен прямоуг. часовой башней со шпилем. Плоскость фасада прорезана 17 вертикальными остекленными проемами. Их завершают скульпт. рельефы, изображающие рев. события 1917. Кассовый зал перекрыт жел.-бетон. оболочкой. На перроне Ф. в. в стеклянном павильоне в апр. 1961 установлен паровоз № 293, доставивший В. И. Ленина в Россию в окт. 1917 (дар пр-ва Финляндии). Рядом находится первый из 36 мем. километровых столбов, поставленных в 1973 вдоль ж.-д. ветки "Дороги жизни" (арх. М. Н. Мейсель). В годы блокады Ф. в. был единств. действовавшим вокзалом. 7.2.1943 сюда с "Большой земли" прибыл первый эшелон с продовольствием. С
Ф. в. поезда отправляются в сев. и сев.-вост. направлениях. В левом крыле вокзала - наземный вестибюль ст. метро "Пл. Ленина". В 2002 проведена капитальная реставрация Ф. в.
Лит.: Богданов И. А. Финляндский вокзал // Новый журн. 2003. № 2. С. 171-192.
И. А.
Богданов.

ПЕРСОНЫ


БИБЛИОГРАФИЯ


АДРЕСА