ВОКЗАЛЫ, Ж/Д ТРАНСПОРТ

 
Городское хозяйство // Транспорт //Вокзалы, ж/д транспорт //

БАЛТИЙСКИЙ ВОКЗАЛ (наб. Обводного кан., 120). Возник в связи со стр-вом в 1853 ж. д. от СПб. до Петергофа и первонач. наз. Петергофским. Здание построено в 1855-57 (арх. А. И. Кракау), имеет 2-этажные боковые флигели с ризалитами, левый флигель со стороны площади предназначался для имп. апартаментов и был изолирован от др. частей. В центре решенного в ренессансных формах фасада - полукруглый витраж перрона, фланкируемый двумя башнями.
Городское хозяйство // Транспорт //Вокзалы, ж/д транспорт //

ВАРШАВСКИЙ ВОКЗАЛ (наб. Обводного канала, 118), построен в 1853 (арх. К. А. Скаржинский). Движение по 1-му участку ж. д. дл. 44,6 км до имп. резиденции в Гатчине открыто в нояб. 1853. В 1859 дорога продлена до Пскова, в 1862 - до Варшавы. Отд. ветка проложена к прус. границе (Вержболово), соединив СПб. со столицами мн. европ. гос-в. В 1855-60 возведены новое здание В. в. (арх. П. О. Сальманович) и 2 кам. дома для служащих (один сохр.).
Городское хозяйство // Транспорт //Вокзалы, ж/д транспорт //

ВИТЕБСКИЙ ВОКЗАЛ (быв. С.-Петербургский, Царскосельский, вокзал Моск.-Виндаво-Рыбинской жел. дороги, Детскосельский) (Загородный просп., 52). Дерев. здание вокзала Царскосельской железной дороги сооружено в авг.-сент. 1837 (арх. К. А. Тон) близ пересечения Загородного просп. с Введенским кан. 30.10.1837 от его перрона отошел первый в России поезд. В 1849-51 на этом месте построено кам. здание вокзала (арх. Тон, в 1870-х гг. перестроено, в нач. 20 в. разобрано).
Городское хозяйство // Транспорт //Вокзалы, ж/д транспорт //

ВОКЗАЛЫ железнодорожные (англ. Vauxhall, от имени Vaux - Дж. Вокс, владелицы увеселит. заведения близ Лондона в 18 в. - и hall - зал). В рус. яз. слово "воксал" получило широкое употребление в применении к конечной станции первого в России ж.-д. пути, соединившего СПб. с Царским Селом и Павловском (1837; см. Царскосельская железная дорога).
Городское хозяйство // Транспорт //Вокзалы, ж/д транспорт //

"КРАСНАЯ СТРЕЛА", первый в сети жел. дорог страны фирменный поезд, курсирующий по Окт. ж. д. между Москвой и СПб. (№ 1 из СПб, № 2 из Москвы). Впервые отправился из Л. с Моск. вокзала 10.6.1931 в 1 ч 30 мин (его вел машинист I класса В. М. Иванов) и прибыл в Москву на Ленингр. вокзал в тот же день в 11 ч 20 мин. Ср. скорость составила 69,8 км/ч (рекордная по тому времени). В состав поезда входили 12 дерев. вагонов синей окраски.
Городское хозяйство // Транспорт //Вокзалы, ж/д транспорт //

МОСКОВСКИЙ ВОКЗАЛ (в 1855-1924 Николаевский) (пл. Восстания, 2), сооружен в 1844-51 (арх. К. А. Тон, мем. доска). Центр. часть фасада обработана двумя ярусами колонн коринфского ордера и увенчана 2-ярусной башней с часами. Имеются двое ворот для подъезда к перронам, к-рые были перекрыты единым навесом. По сторонам дебаркадера складские и адм. помещения и пр. В 1950-52 и 1967 по проекту арх. В. И. Кузнецова интерьеры М. в. перестроены (фасад оставлен без изменений).
Городское хозяйство // Транспорт //Вокзалы, ж/д транспорт //

ОКТЯБРЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, проходит по терр. Ленингр., Вологодской, Моск., Мурманской, Новгородской, Псковской, Тверской обл. и Республики Карелия. Общая эксплуатац. длина 10,4 тыс. км. Управление - в СПб. (пл. Островского, 2). Крупнейшие ж.-д. узлы: СПб., (сортировочные станции СПб. - Сортировочный Московский и Шушары), Ховрино (в Москве), Петрозаводск. Ядром совр.
Городское хозяйство // Транспорт //Вокзалы, ж/д транспорт //

ФИНЛЯНДСКИЙ ВОКЗАЛ (пл. Ленина, 5), построен в 1870 (арх. П. С. Купинский). Здание было 1-этажным с двумя 2-этажными павильонами. Боковой фасад с павильоном для членов имп. фамилии выходил на вновь проложенный Финский пер. Интерьеры отделаны по проектам швед. арх. В. Вестлинга и П. Э. С. Дагенаэра. При реконструкции кон. 1950-х гг. центр. ризалит старого Ф. в. включен в один из корпусов нового здания. Новый Ф. в. введен в строй 4.6.1960 (арх.
Городское хозяйство // Транспорт //Вокзалы, ж/д транспорт //

ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, первая жел. дорога России (до 1851 - единств. в стране, 6-я в мире), связывала СПб. и Царское Село. Стр-во началось 1.5.1836 (проект австр. инж. Ф. А. Герстнера), открыта 30.10.1837. В этот день поезд преодолел 23 км от СПб. до Царского Села за 35 мин. Вначале поезда ходили на конной тяге и только по воскресеньям - на паровой. Полностью на паровую тягу дорога перешла 4.4.1838. На участке от СПб. до Павловска (27 км) дорога открыта 22.5.1838.