ЭРМИТАЖНЫЕ ЗДАНИЯ. С нач. 18 в. "ермитажи" (отдельно стоящие павильоны для конфиденц. встреч) были обязат. элементом крупных дворцовых усадеб (в Петергофе, Царском Селе). Имп. Екатерина II назвала Э. свой салон во внутр. комнатах Зимнего дворца, куда с 1764 приглашались избранные приближенные. Малый Э. (Дворцовая наб, 36 / Миллионная ул., 37) строился в неск. этапов, что затрудняет определение авторства (по одной из версий его проект составил в 1763 арх. Ж. Б. Валлен-Деламот, однако стр-во осуществлялось под рук. Ю. М. Фельтена). В 1764-65 сооружен "висячий сад" на сводах, к Ю. от к-рого в 1766 построен 2-этажный жилой павильон с фасадом на Миллионную ул., предназначавшийся для графа Г. Г. Орлова. С 1767 к С. от "висячего сада" строился "оранжерейный дом" с фасадом на Неву, членения и декор к-рого в духе раннего классицизма отвечают его местоположению рядом с Зимним дворцом, но более сдержанны. С февр. 1769 в этом павильоне начались "эрмитажные" собрания. Для размещения картин из коллекции имп. Екатерины II в 1767-75 построены продольные галереи, соединившие юж. и сев. павильоны Малого Э. Оба корпуса капитально перестраивались: южный надстроен на этаж (1840-43, арх. В.
П. Стасов); эффектный "Павильонный зал" в сев. корпусе возведен в 1851-58 (арх. А. И. Штакеншнейдер). Большой (Старый) Э. (Дворцовая наб., 34) строился по проекту Ю. М. Фельтена. Его строгий фасад оживляют барельефы и львиные маски на замковых камнях (скульп. Ф. Г. Гордеев). В 1770-76 сооружена первая часть корпуса, расширенная в 1784 до Зимней канавки. В 1787-92 по проекту Дж. Кваренги вдоль Зимней канавки построен корпус "лоджий Рафаэля", на 2-м этаже к-рого воспроизведена галерея с копиями росписей, исполненных Рафаэлем в Риме (1778-83, Х. Унтербергер). На месте 3-го Зимнего дворца имп. Петра I в 1783-87 по проекту Кваренги построен Эрмитажный театр. Строгий фасад с лоджией и скульптурами греч. поэтов и драматургов гармонично сочетается с линиями перехода над Зимней канавкой, арка к-рого сооружена одновременно с театром по проекту Фельтена. В 19 в. в ниж. этаже Большого Э. заседали Гос. совет и К-т министров, а в верхнем была запасная жилая половина, в связи с чем в 1851-60 осуществлена капитальная переделка интерьеров (арх. А. И. Штакеншнейдер). Корпус лоджий был разобран и воссоздан в 1839-49 в связи со стр-вом здания Нового Э. (Миллионная ул., 35). Проект здания, специально предназначенного для музея, разработал в 1839-40 баварский арх. Л. фон Кленце, повторив в интерьерах композиц. решение своей Старой Пинакотеки в Мюнхене. Стр-вом с 1842 руководил арх. В. П. Стасов, в 1848-51 - Н. Е. Ефимов. Открытие состоялось 5.2.1852. Новый Э. отличает разнообразие худож. решений и высокое качество отделки залов, специально строившихся для тех или иных произв. иск-ва, использование ценных декорат. материалов, изделий из уральских самоцветов, многочисл. скульптуры. Портик с атлантами - своеобразный символ Эрмитажа. 10 фигур вырублены из карельского гранита по модели скульп. А. И. Теребенева 150 мастерами артели Г. А. Балушкина. В 1920-30-х гг. в связи с приспособлением Э. з. под музейные экспозиции проведена реконструкция (арх. А. В. Сивков). В годы блокады 1941-44 в здания попали 30 снарядов и 2 авиабомбы. После войны проведена реставрация. В 1989 Гос. Эрмитажу передана часть помещений Главного штаба здания.
См. также илл. на с. 977.
Лит.: Эрмитаж: История и архитектура зданий. Л., 1974. Ю. М. Пирютко.