1 2
Наука. Образование // Музеи //

АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ МУЗЕЙ научно-исследовательский (Университетская наб., 17), старейший худож. музей России. Осн. И. И. Шуваловым в 1757 как собрание образцов для копирования учениками рисовального и скульпт. классов АХ. Первонач. коллекции музея состояли из произв. зап.-европ. живописи, собрания слепков, работ уч-ся АХ, удостоенных медалей и выполненных на звание академика или профессора. В 1862 музей получил в дар коллекцию графа Н. А. Кушелева-Безбородко.
Наука. Образование // Научные и проектные учреждения //
Наука. Образование // Учебные заведения //

АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ (Университетская наб., 17), высшее гос. учреждение в области изобразит. иск-в и архитектуры, а также высшая худож. школа. Учреждена решением Сената от 6.11.1757 по проекту графа И. И. Шувалова, ставшего ее "первым гл. директором", как "Академия трех знатнейших художеств", закрытое уч. заведение с отделениями живописи, скульптуры и архитектуры. Классы открылись в 1758 и первый выпуск состоялся в 1762 при А. Ф. Кокоринове.
Топография города // Зеленые пространства //Лесопарки //

"АЛЕКСАНДРИНО", лесопарк на Ю.-З. СПб., между просп. Народного Ополчения, просп. Стачек и ул. Козлова. Включает парк быв. одноим. усадьбы графа И. Г. Чернышева (терр. к С. от просп. Ветеранов) и парк быв. усадьбы "Ульянка", расположенный южнее. Совр. пл. 112 га. Парки пейзажные, засажены деревьями разнообр. пород, в большинстве вторичными, т. к. оба парка сильно пострадали в годы Вел. Отеч. войны 1941-45.
Архитектура // Архитектурные памятники //Общественные здания и сооружения //
Экономика // Торговля //

БОЛЬШОЙ ГОСТИНЫЙ ДВОР (Невский просп., 35), крупнейшее торг. пр-тие СПб. Первый проект Гостиного двора на Невском просп. разработан в кон. 1750-х гг. арх. А. Ринальди (не осуществлен). В 1757 утвержден проект 2-этажного здания Б. Г. д., представленный арх. Ф. Растрелли, тогда же начаты строит. работы.
Архитектура // Персоналия //

ВАЛЛЕН-ДЕЛАМОТ (Vallin de la Mothe) Жан Батист Мишель (1729-1800), франц. архитектор. Учился, вероятно, у своего кузена, арх. Ж. Ф. Блонделя, в 1750-52 совершенствовался в Италии. По рекомендации Блонделя приглашен в Россию для преподавания архитектуры в АХ (с 1759 проф.). С 1766 придворный архитектор, с 1768 ч.-к. Академии архитектуры (Париж). Разработал в стиле раннего классицизма с элементами барокко проекты здания Большого Гостиного двора (1760) и Екатерины Святой костела (1762).
Архитектура // Скульптура, монументы //

ВЕРСТОВЫЕ СТОЛБЫ, дорожные знаки в виде обелисков из гранита или мрамора, ставились на расстоянии 1 версты друг от друга на дорогах от СПб. до Царского Села и Петергофа. Решение об установке В. с. принято в 1764, они изготавливались в строит. мастерских Исаакиевского собора. На Царскосельской дороге работы по установке В. с. проводились в 1774-75 (сохр. 9 В. с.), на Петергофской дороге - в 1780-х гг. (сохр. 8 В. с.). На первом и последнем В. с. были установлены солнечные часы.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

ЕКАТЕРИНЫ СВЯТОЙ КОСТЕЛ (Невский просп., между домами 32 и 34), пам. архитектуры, в стиле, переходном от барокко к раннему классицизму, возведен в 1763-83 (арх. Ж. Б. Валлен-Деламот, с 1775 стр-вом руководил А. Ринальди, изменивший первонач. проект). Расположенное в глубине участка монументальное, крестообразное в плане здание, вмещавшее до 2,5 тыс. чел., увенчано мощным куполом. Гл. фасад оформлен арочным порталом, опирающимся на свободно стоящие колонны.
Городское хозяйство // Жилищно-коммунальное хозяйство //

ЗАЩИТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ, гидротехн. комплекс, возводимый на границе Невской губы и Финского зал. для предотвращения нагонных наводнений. Первые проекты защиты СПб. от наводнений относятся к 18 в.: в проектах планировки СПб. арх. Д. Трезини и Ж. Б. Валлен-Деламота предусматривалась подсыпка грунтом терр. Васильевского и Городского о-вов до отметки 3,2 м над ординаром.
Архитектура // Архитектурные памятники //Архитектурные ансамбли //
Топография города // Городская сеть //Площади //

ИСААКИЕВСКАЯ ПЛОЩАДЬ (в 1923-44 пл. Воровского), одна из центр. площадей СПб., между Адмиралтейским просп. и Мариинским дворцом; ее пересекают р. Мойку, Вознесенский просп. и Б. Морская ул. Имеет форму неправильного 4-угольника, совр. вид приобрела в 1923 после объединения И. п. и Мариинской пл. (от одноим. дворца до Б. Морской ул.). Архит. ансамбль И. п. включает разностильные здания 18 - нач. 20 вв. (от раннего классицизма до модерна).
Архитектура // Архитектурные стили //

КЛАССИЦИЗМ (от лат. сlassicus - образцовый), стилевое направление в иск-ве и архитектуре, в основе к-рого лежит культ разума и идеального порядка, а в качестве источника используется античное наследие. Для архитектуры К. характерны строго геометрич. форма объемов, симметрия, архит. ордер как осн. мотив декорации, крупный масштабный строй, иерархич. соподчиненность форм, синтез с живописью и скульптурой.
Архитектура // Персоналия //

КОКОРИНОВ Александр Филиппович (1726-1772, СПб.), архитектор, инженер. Один из первых мастеров рус. классицизма. Учился в Тобольске и Москве. В СПб. с 1754, с 1761 дир., с 1765 проф., с 1769 ректор АХ. К. приписывается авторство проектов дома Демидовых в пер. Гривцова (1755-59) и дома графа И. И. Шувалова на Садовой ул., 12 (1760-е гг., сохр. флигели).
Архитектура // Архитектурные памятники //Дворцы //

МАРИИНСКИЙ ДВОРЕЦ (Исаакиевская пл., 6), пам. архитектуры позднего классицизма. Построен в 1839-44 (арх. А. И. Штакеншнейдер) на левом берегу р. Мойки, у Синего моста, для дочери имп. Николая I - вел. княжны Марии Николаевны (1819-76; в замужестве герцогиня Лейхтенбергская). Ниж. этаж гл. фасада обработан рустом, 2-й и 3-й объединены коринфскими колоннами и пилястрами. Центр. ризалит украшен высоким аттиком, боковые - 3-угольными фронтонами.
Топография города // Городская сеть //Улицы //

МИЛЛИОННАЯ УЛИЦА [до 1738 Немецкая слобода, до сер. 18 в. Б. Немецкая ул., в 1740-1800-х гг. Б. Миллионная ул., в 1918-91 ул. Халтурина, в память рабочего-революционера С. Н. Халтурина (1856-1882)], между Дворцовой пл. и Лебяжьим кан. Первоначально застраивалась мазанковыми и дерев., с 1717 - кам. домами: П. И. Мошкова (д. 21, в 1830-х гг. перестроен, арх. И. И. Шарлемань), князя Д. Кантемира (д. 7, арх. Ф. Б. Растрелли, перестроен: в 1800-х гг., арх. Л. Руска, в 1875, арх. К. К.
Топография города // Городская сеть //Проспекты //

НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ (до 1738 Большая першпективная дорога, или Большая першпектива, в 1738-1780-х гг. Невская проспективая ул., или Невская перспектива, в 1918-44 просп. 25-го Октября, в память Окт. рев-ции 1917), гл. магистраль СПб., между Адмиралтейским просп. и пл. Александра Невского (дл. 4,5 км), пересекает р. Мойку (Народный мост), кан. Грибоедова (Казанский мост), р. Фонтанку (Аничков мост).
Архитектура // Персоналия //

НЕЕЛОВЫ, семья архитекторов, представители раннего классицизма и романтизма. Василий Иванович (1722-82), учился у С. И. Чевакинского и М. Г. Земцова, с 1744 работал с ними и с Ф. Б. Растрелли в Конторе строений Царского Села, с 1760 архитектор в звании секунд-майора. Под впечатлением паркостроения Англии, к-рую посетил в 1770, создал пейзажную часть Екатерининского парка с романтич. павильонами: Пирамида (1770-71), неоготич.
1 2