НАПЛАВНЫЕ МОСТЫ, врем. мосты на плавучих опорах (плотах, понтонах, барках), наводились с нач. 18 в. Первым Н. м. стал мост, соединивший Березовый о. с Заячьим. 2-й Н. м. был, видимо, наведен в 1707 в р-не совр. Большеохтинского моста, но служил очень недолго. 3-й Н. м. наводился в 1712-17 через Черную речку (ныне р. Монастырка). В 1727 сооружен наплавной Исаакиевский мост, действовавший с перерывами до 1912. Техника мостостроения 18 в. позволяла перекрывать гл. рукава Невы лишь Н. м., опорами к-рым служили барки или плашкоуты. В 19 в. Н. м. строились на понтонах, имели сложные подкосные пролетные строения с пролетами в осях до 18 м и гранитные устои. В 1758(59?)-1833 действовал Тучков Н. м. через М. Неву. В 1758 был наведен Гренадерский Н. м. (в 1806 переведен на место совр. Сампсониевского моста). В 1760-1811(13?) существовал Каменноостровский Н. м., с 1786 до сер. 19 в. - Строгановский Н. м. В 1786 через Неву сооружен Воскресенский Н. м., соединявший Воскресенский просп. с Выборгской стороной. В 1803 его перевели к Летнему саду и назвали Петербургским (в 1827 заменен Троицким Н. м., действовавшим до 1903). По створу Воскресенского просп. был наведен новый
Н. м., просуществовавший до конца стр-ва Литейного моста (1879). В 1-й пол. 19 в. наводились также три Елагиных, Крестовский и Гутуевский Н. м. В дальнейшем новые Н. м. в СПб. практически не строились, а существовавшие неоднократно переносились с места на место. Так, в 1849(51?)-75 Воскресенский Н. м. наводился на месте совр. Литейного, в 1856-1912 Исаакиевский - на месте Дворцового. Последний новый Н. м. соединил в 1901 о-ва Вольный и Голодай. К нач. 20 в. в СПб. почти все Н. м. заменены на постоянные. Д. Ю.
Гузевич.