Архитектура // Архитектурные стили // Историцизм (Эклектика)


Историцизм (Эклектика)

ИСТОРИЦИЗМ (эклектика, эклектизм), направление в архитектуре 1830-90-х гг. Суть И. - свободный выбор или соединение приемов и мотивов любых ист. стилей, ассоциативно выражавших назначение зданий. Толчком к появлению И. послужила эстетика романтизма, воплощенная в произв. арх. А. А. Менеласа в Царском Селе и Петергофе. В СПб. возникновение И. связано с творчеством арх. А. П. Брюллова (Лютеранская церковь Святого Петра, 1833-38, Невский просп., 22-24) и др. архитекторов. Ведущий петерб. зодчий сер. 19 в. А. И. Штакеншнейдер виртуозно варьировал в построенных им дворцах, особняках и парковых павильонах формы барокко и рококо, ренессанса и античности (Белосельских-Белозерских дворец, 1847-48, Невский просп., 41; Николаевский дворец, 1853-61, пл. Труда, 4; Мариинский дворец, 1839-44, Исаакиевская пл., 6). Приверженцами неоренессанса являлись арх. Н. Е. Ефимов (дома Мин-ва гос. имуществ, 1844-53, Исаакиевская пл., 4 и 13), А. И. Кракау (Балтийский вокзал, 1855-57, наб. Обводного кан., 120; особняк барона А. Л. Штиглица, 1859-63, Английская наб., 68), Г. А. Боссе (Пашкова дом, 1841-44, Литейный просп., 39; особняк Л. В. Кочубея, 1844-46, ул. Чайковского, 30).
Последний наиболее последовательно разрабатывал новаторские приемы свободной планировки и живописно-асимметрич. композиции (собств. особняк, 1847-49, 4-я линия В. О., 15). Ряд интересных стилизаций на темы готики создал в Петергофе арх. Н. Л. Бенуа (здание вокзала, 1854-57, дворцовые конюшни, 1848-55). Особое место в И. занимал "русский стиль", основоположником к-рого в 1830-х гг. стал арх. К. А. Тон, воскресивший в церковном стр-ве мотивы моск. зодчества 15-17 в. Последователем Тона выступил арх. Н. Е. Ефимов (ансамбль Новодевичьего монастыря, 1849-61, Московский просп., 100). В противовес офиц.-академич. направлению рус. стиля развивалась самобытная его вариация в произв. арх. А. М. Горностаева (Подворье Троице-Сергиевой лавры, 1856-57, наб. р. Фонтанки, 44). У мастеров И. постепенно нарастала тенденция к измельчению форм, равнозначности частей и элементов, насыщению поверхности декором, наиболее ярко проявившаяся в архитектуре 1870-90-х гг. В одной композиции, на одном фасаде нередко соединялись элементы разл. ист. стилей, к-рые произвольно воспроизводились в измельченной и дробной штукатурной отделке, не связанной с внутр. структурой сооружения.
На этом фоне выделяются своей импозантностью великокняжеские дворцы и Музей уч-ща техн. рисования барона А. Л. Штиглица (1885-96, Соляной пер., 15), возведенный арх. М. Е. Месмахером в характере неоренессанса. Арх. П. Ю. Сюзор и его последователи разрабатывали новый тип многоквартирного доходного дома с широкими витринами внизу, высокими эркерами и угловыми башнями, что задавало укрупненный ритм и масштаб жил. застройке (дом Я. В. Ратькова-Рожнова, 1898-1900, ул. Пестеля, 13-15; дом А. В. Ратькова-Рожнова, 1899-1900, Кирочная ул., 32-34, оба - арх. П. Ю. Сюзор). Рационалистич. альтернативу внеш. декоративности И. составлял "кирпичный стиль", ведущими представителями к-рого являлись арх. И. С. Китнер и В. А. Шретер. Последний известен также как строитель театр. и банковских зданий. Последователи "кирпичного стиля", стремясь к правдивости и экономичности, отказывались от штукатурной "косметики", оставляя открытой саму кирпичную кладку или применяя долговечную керамич. облицовку (дом и ф-ка А. И. Ниссена, 1872-73, наб. р. Фонтанки, 183; дом В. Ф. Штрауса, 1873-74, 2-я линия В. О., 9; оба - арх. И. С. Китнер, В. А. Шретер). В период господства И. в стр-во широко внедрялись разнообразные инж.-техн. новшества, прежде всего металлич., а затем и жел.-бетон. конструкции, однако они, как правило, не влияли на худож. образ и оставались "за кулисами" архитектуры.
Лит.: Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века. М., 1979; Пунин А. Л. Архитектурные памятники Петербурга: Вторая половина XIX в. Л., 1981; Его же. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л., 1990; Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. 2-е изд., испр. и доп. М., 1982; Историзм в России: Стиль и эпоха в декоративном искусстве, 1820-1890 гг.: Кат. выст. / Гос. Эрмитаж. СПб., 1996.
Б. М. Кириков.

ПЕРСОНЫ


БИБЛИОГРАФИЯ


АДРЕСА