1 2
Топография города // Городская сеть //Проспекты //

БОЛЬШОЙ ПРОСПЕКТ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА (в 1720-х - 1780-х гг. Б. Проспективая или Б. Першпективая ул., в 1918-22 просп. Ф. Адлера, в 1922-44 просп. Пролетарской победы), от 1-й линии В. О. до пл. Морской славы. Проложен в 1710-х гг., предполагавшиеся по проектам планировки Васильевского о. каналы не были прорыты, на их месте появились садики, официально дозволенные в 1809. В 1922-32 садики реконструированы в бульварные полосы (арх. И. А. Фомин, Л. А. Ильин, В. В. Данилов).
Архитектура // Архитектурные памятники //Дворцы //

ВЛАДИМИРСКИЙ ДВОРЕЦ (Дворцовая наб., 26 / Миллионная ул., 27), пам. архитектуры эклектики. Построен для вел. князя Владимира Александровича в 1867-72 (арх. А. И. Резанов при участии арх. А. Л. Гуна, И. С. Китнера и В. А. Шретера). Гл. фасад, обращенный на Неву, решен в духе флорентийского Ренессанса, рустован и оштукатурен, детали исполнены из портландцемента. Тамбур парадного подъезда отделан бременским песчаником, украшен грифонами, гербами и чугунными фонарями.
Топография города // Городская сеть //Улицы //

ГРАЖДАНСКАЯ УЛИЦА, между кан. Грибоедова и Вознесенским просп. В 1730-х гг. 3-я Переведенская ул.; в 1739-1882 Ср. Мещанская ул., в 1882-1918 Мещанская ул.; совр. назв. - в знак упразднения в 1917 сословного деления). Возникла в 1730-х гг. на терр. Переведенской слободы, заселенной иногородними мещанами-ремесленниками (отсюда 1-е и 2-е наим.).
Топография города // Водоемы и водотоки //Каналы //
Топография города // Городская сеть //Набережные //

ГРИБОЕДОВА КАНАЛ (в 1767-1923 Екатерининский кан.), начинается из р. Мойки у Марсова поля, впадает в р. Фонтанку у Мало-Калинкина моста. Дл. 5 км., шир. 32 м, расход воды 3,1 - 3,4 м3/с. Правый берег Г. к. за Лермонтовским просп. до пл. Репина сливается с просп. Римского-Корсакова. Канал проложен по руслу р. Кривуша (др. назв. - р. Глухая), исток к-рой в 1739 соединен с р. Мойкой.
Топография города // Городская сеть //Улицы //

ДОСТОЕВСКОГО УЛИЦА, между Кузнечным пер. и Социалистической ул. В 1739-99 наз. Скатертная ул., участок от Свечного пер. до Рузовской ул. - Семеновская ул. (по л.-гв. полку). Во 2-й пол. 18 в. бытовало назв. Гребецкая ул., в 1871-1915 - Ямская ул., отрезок за Разьезжей ул. с 1880 наз. Ново-Ямской ул. (по быв. слободе ямщиков, существовавшей в р-не Лиговского просп.).
Печать. СМИ // Периодические издания //Журналы //

"ЗОДЧИЙ", архит. и худож.-техн. журнал С.-Петерб. Общества архитекторов. Издавался в 1872-1917 (до 1901 ежемес., затем еженед.), один номер вышел в 1924. Редакция - на наб. р. Мойки, 83. Среди сотрудников - арх. И. А. Мерц (первый ред.), И. С. Китнер, В. В. Эвальд, Н. И. де Рошефор, М. Ф. Гейслер, Л. Н. Бенуа.
Архитектура // Архитектурные стили //

ИСТОРИЦИЗМ (эклектика, эклектизм), направление в архитектуре 1830-90-х гг. Суть И. - свободный выбор или соединение приемов и мотивов любых ист. стилей, ассоциативно выражавших назначение зданий. Толчком к появлению И. послужила эстетика романтизма, воплощенная в произв. арх. А. А. Менеласа в Царском Селе и Петергофе. В СПб. возникновение И. связано с творчеством арх. А. П. Брюллова (Лютеранская церковь Святого Петра, 1833-38, Невский просп., 22-24) и др. архитекторов.
Архитектура // Архитектурные стили //

"КИРПИЧНЫЙ СТИЛЬ", принятое в искусствоведч. лит-ре название рационалистич. направления в архитектуре 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. Представители "К. с." принципиально отказывались от штукатурной отделки, имитировавшей формы ист. стилей, оставляли открытой кирпичную кладку стен или применяли долговечную облицовку из керамич. плитки.
Архитектура // Персоналия //

КИТНЕР Иероним Севастьянович (1839, СПб. - 1929), архитектор, акад. архитектуры (1867), поч. ч. АХ (1911). Окончил Строит. уч-ще (1859), работал в мастерской арх. А. И. Штакеншнейдера, завершал образование в Европе (1861-65). Преподавал в Строит. уч-ще - ИГИ (проф., инспектор), а также в Ин-те инженеров путей сообщения. В 1905-17 пред. Общества архитекторов. Представитель поздней эклектики, рационалист по убеждениям, один из создателей "кирпичного стиля".
Топография города // Городская сеть //Улицы //

КРАСНОАРМЕЙСКИЕ УЛИЦЫ 1-я - 13-я (до 1923 1-12-я Роты и Заротная ул.). 1-7-я К. у. - между Московским и Измайловским проспектами, 8-9-я, 11-я и 13-я - между Измайловским и Лермонтовским проспектами, 10-я и 12-я - между Измайловским просп. и Дровяной ул. Проложены в 1739-43 на терр. слободы л.-гв.
Топография города // Городская сеть //Улицы //

ЛИНИИ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА, ист. название ряда параллельных улиц, пересекающих Васильевский остров с Ю. на С.: 1-29-я, Биржевая, Кожевенная, Косая, Менделеевская, Съездовская. 1-3-я и Съездовская Л. - между Университетской наб. и наб. Макарова, 4-6-я Л. - между Университетской наб. и наб. р. Смоленки. 7-17-я Л. - между наб. Лейтенанта Шмидта и наб. р. Смоленки. 18-19-я Л. - между наб. Лейтенанта Шмидта и Малым просп. В. О. 20-23-я Л. - между наб. Лейтенанта Шмидта и Средним просп.
Топография города // Городская сеть //Улицы //

МОРСКАЯ БОЛЬШАЯ УЛИЦА (в 1920-93 ул. Герцена, в память А. И. Герцена), от арки Гл. штаба до Крюкова кан. Проложена в нач. 18 в. в Морской слободе (отсюда назв.). Отрезок до Невского просп., застроенный только по левой стороне, до сер. 18 в. являлся частью Б. Луговой ул., шедшей от Миллионной ул. к Невскому просп. В 1760-х гг. застроена его правая сторона.
Архитектура // Градостроительство //Творческие объединения //

ОБЩЕСТВО АРХИТЕКТОРОВ С.-Петербургское, творч. объединение. Ведет историю от кружка столичных архитекторов и инж.-строителей, организованного в 1862 по инициативе арх. В. А. Шретера. Первонач. кружок состоял из питомцев АХ, к к-рым примкнул ряд архитекторов - воспитанников Строит. уч-ща. 20.10.1870 утвержден устав об-ва; его пред. избран арх. А. И. Резанов, старшинами - Д. И. Гримм (см. Гриммы), Р. Б. Бернгард, Э. И. Жибер и Шретер.
Архитектура // Архитектурные памятники //Общественные здания и сооружения //
Экономика // Промышленность //

ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА. Стр-во сооружений пром. назначения изначально во многом определяло облик СПб. и его окрестностей: Адмиралтейская, Партикулярная верфи, Канатный, Литейный дворы, Арсенал, Пороховые, Сестрорецкий, Ижорский з-ды и др. Среди сохранившихся пром. объектов 18 - нач. 19 вв. - лесные склады Новая Голландия, пеньковые склады на Тучковом буяне, гл. корпус Имп. фарфорового з-да (просп.
Наука. Образование // Учебные заведения //

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТ Петербургский госудаственный (ПГУПС) (Московский просп., 9), осн. в 1809 как Ин-т корпуса инженеров путей сообщения; с 1924 Ин-т инженеров путей сообщения (с 1949 им. акад. В. Н. Образцова), с 1930 Ленингр. ин-т инженеров ж.-д. транспорта (ЛИИЖТ), с 1993 совр. назв. Одно из первых высших техн. уч. заведений России, до 1864 - закрытое, военизированное, до 1917 - с 1 ф-том.
1 2