НЕОКЛАССИЦИЗМ, традиционалистское направление в архитектуре 1-й пол. 20 в., основанное на освоении наследия рус. зодчества 18 - нач. 19 вв. В СПб. Н. возрождал нац. архит. и градостроит. традиции, олицетворял ист. причастность города к общеевроп. классич. культуре. Ретроспективное движение зародилось в нач. 1900-х гг., одной из осн. его предпосылок послужила позитивная переоценка рус. классицизма, "открытие" красоты старого СПб., связанное гл. обр. с деятельностью "Мира искусства" и А. Н. Бенуа. Н. изначально ориентировался на контекст ист. ансамблей, что проявилось в работах арх. Е. С. Воротилова (новый корпус Имп. Публ. б-ки, 1896-1901; ныне пл. Островского, 3), В. Ф. Свиньина (здание Этнографического музея, 1900-11; Инженерная ул., 4а), Ф. И. Лидваля (здание Азовско-Донского банка, 1907-09, 1912-13; Б. Морская ул., 3-5). Вскоре лидером этого течения в архитектуре стал арх. И. А. Фомин (Половцова дача на Каменном о., 1911-13). Стремясь к воссозданию ист. стиля, зодчие в реальной практике были вынуждены приспосабливать классич. формы к новым функционально-пространств. структурам зданий. Линию модернизованного Н. возглавлял арх. Лидваль.
Обобщенная трансформация ордерных форм дана в Германского посольства доме. Поборники Н. нач. 20 в. ставили большие градостроит. задачи, направленные на возрождение и развитие ансамблевой и стилевой целостности СПб. Осуществлению этих замыслов, среди к-рых выделялся проект жил. р-на "Новый Петербург" на о. Голодай (1911-12, арх. Фомин и Лидваль), помешала 1-я мировая война 1914-18. До сер. 1920-х гг. классицистич. приемы и идеи градостроит. преемственности преобладали в среде петрогр. зодчих; об этом свидетельствуют немногочисл. постройки той эпохи: Пропилеи Смольного (1923-24, арх. В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх), Кузнечный рынок (1922-27, арх. С. О. Овсянников, А. С. Пронин; Кузнечный пер., 3). В осн. сфере творчества тех лет - проектной графике - усилились героизированная символика и суровая экспрессия: Фомин выдвинул концепцию "красной дорики", а затем "пролетарской классики", предполагавшие отбор, упрощение и реконструкцию ордерного строя. Во 2-й пол. 1920-х гг. Н. уступил позиции конструктивизму, но уже в нач. 1930-х гг. произошел обратный поворот к освоению классич. наследия, закрепленный парт. постановлениями. Монументальный традиционализм, созвучный тоталитарному режиму, призван был воплощать величие сов. эпохи. В Л. получил распространение схематизированный вариант Н., к-рый отличали подчеркнутая мощь и обобщенная трактовка ордера. Арх. Д. П. Бурышкин (здание Ленингр. отдела газ. "Правда", 1933-34; Херсонская ул., 12; уч. здания на Малоохтинском просп., 80 и 82, 1930-е гг. ), Н. А. Троцкий (Дом Советов, 1936-41; Московский просп., 212), Е. И. Катонин (Фрунзенский универмаг, 1934-38; Московский просп., 60/129) опирались на концепции Фомина и в еще большей степени - на приемы композиции дома Герм. посольства. Арх. Е. А. Левинсон и И. И. Фомин (сын) варьировали тему высоких пилонов (Невский райсовет, 1936-39; просп. Обуховской Обороны, 163; застройка Ивановской ул., 1937-40; жил. дом Наркомата ВМФ на Петровской наб., 8, 1938-40). "Сталинский ампир" предвоен. и послевоен. лет характеризовался усилением ретроспективной окраски, помпезности и декоративизма. Заметный вклад в классицистич. застройку Л. внесли также арх. А. И. Гегелло, В. А. Каменский, С. Б. Сперанский, М. Я. Климентов, В. Д. Кирхоглани, О. И. Гурьев и др. В архитектуре кон. 1940-х - нач. 1950-х гг. отразились пафос Победы и послевоен. возрождения города. Финалом ленингр. Н. стали станции метро 1-й очереди (1955). Переориентация сов. архитектуры в сер. 1950-х гг. в сторону экономичности, индустриализации стр-ва и отмена "излишеств" положили конец Н.
Лит.: Ревзин Г. И. Неоклассицизм в русской архитектуре начала ХХ века. М., 1992; Кириков Б. М. Неоклассицизм в архитектуре Петербурга - Петрограда // Краеведческие записки: Исслед. и материалы. СПб., 1993. Вып. 1. С. 140-147. Б. М. Кириков.