1 2
Архитектура // Персоналия //

ВАСИЛЬЕВ Александр Викторович (1913-1976, Л.), архитектор, живописец, график. Окончил АХ (1938). В годы войны худ.-плакатист. Постройки нач. 1950-х гг. в духе классицизма: жил. дома на просп. Обуховской Обороны, 79-81, Невском просп., 184, Новгородской ул., 5, Теплотехникум на углу Суворовского просп. и 2-й Советской ул. Победитель конкурса (февр. 1945) проектов мем. ансамбля на Пискаревском мемориальном кладбище (открыт. в 1960, в соавт. с Е. А. Левинсоном).
Топография города // Городская сеть //Проспекты //

ВОЗНЕСЕНСКИЙ ПРОСПЕКТ, между Адмиралтейским просп. и наб. р. Фонтанки. Проложен в нач. 18 в., ориентирован на башню Гл. Адмиралтейства, пересекает Исаакиевскую пл. Назван в 1738 по Вознесения Господня церкви (не сохр.), в кон. 18 в. именовался также 3-й Адмиралтейской ул., в 1923-91 - просп. Майорова, в память участника Гражд. войны П. В. Майорова (1889-1919).
Литература. Книжное дело // Персоналия //
Печать. СМИ // Персоналия //

ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков) (1868-1936), писатель, драматург, публицист, обществ. деятель. Впервые побывал в СПб. в сент. - окт. 1899.
Городское хозяйство // Жилищно-коммунальное хозяйство //

ГОСТИНИЦЫ. В первые годы существования СПб. приезжие останавливались на постоялых дворах, в трактирах или у знакомых. С развитием торговли появились гостиные дворы, при к-рых селились купцы. Одной из первых Г. в СПб. была "Большая гостиница Париж", открытая в 1804 на М. Морской ул., 23/8. В 19 в. стали появляться недорогие Г., а также меблированные комнаты, б. ч. в центре города. В 1821 вышло "Положение о Г., ресторанах, кофейных домах, трактирах и харчевнях".
Архитектура // Архитектурные памятники //Общественные здания и сооружения //

ДВОРЦЫ И ДОМА КУЛЬТУРЫ, многофункциональные клубные учреждения, предназначенные для организации культурного досуга членов проф. объединений и работников отд. предприятий. Создавались в Л. с 1920-х гг., по своему типу и структуре (театр. и кинозалы, б-ки, спорт. залы, кабинеты для занятий кружков и др.) близки к Народным домам.
Архитектура // Архитектурные памятники //Общественные здания и сооружения //

ДОМА СОВЕТОВ, новый тип обществ. (адм.) зданий, разработанный сов. архитекторами для размещения органов местного (районного) управления: исполкома райсовета, подведомственных ему служб, иногда районных отделений почты, банка и пр. В 1-й пол. 1930-х гг. построены Кировский райсовет (просп.
Архитектура // Архитектурные памятники //Дома жилые //

ДОМА СПЕЦИАЛИСТОВ, здания нового типа, стр-во к-рых было обусловлено решением гор. руководства превратить Л. в "образцовый социалистич. город". Д. с. проектировались для работников разл. отраслей экономики, гор. х-ва, науки, культуры и др. и первоначально строились в стиле конструктивизма. В 1929-31 сооружен "жилкомбинат" для Союза совторгслужащих на Каменноостровском просп., 55 (арх. Е. А. Левинсон, А. М. Соколов).
Архитектура // Персоналия //

ЕВДОКИМОВ Сергей Иванович (1911, СПб. - 1972, Л.), архитектор, засл. арх. РСФСР (1970). Окончил ЛИСИ (1934). В предвоен. годы работал в ин-те Ленпроект, один из авторов ансамбля Ивановской ул. (совм. с И. И. Фоминым и Е. А. Левинсоном). В 1945-72 рук. мастерской Ленпроекта. Значит. постройки 1960-70-х гг.: яхт-клуб на Гребном кан., бассейн на Литовской ул., Некрасовский и Невский рынки, дет. спорт. школа на Малом просп.
Топография города // Городская сеть //Улицы //

ИВАНОВСКАЯ УЛИЦА, между просп. Обуховской Обороны и Моск. линией Окт. ж. д., часть Центр. дуговой магистрали. Названа в 1890-х гг. по фам. домовладельца. В 1910-х гг. И. у. проходила от Невы до совр. ул. Бабушкина. Застройка И. у. связана с освоением в 1930-х гг. терр. быв. д. Щемиловка (арх. И. И. Фомин, Е. А. Левинсон, С. И. Евдокимов). В 1936-51 застроена часть улицы от площади перед Володарским мостом до ул. Седова (арх.
Топография города // Городская сеть //Проспекты //

КАМЕННООСТРОВСКИЙ ПРОСПЕКТ, между Троицкой пл. и наб. р. Б. Невки, гл. магистраль, связывающая центр города и Петрогр. сторону с Аптекарским и Каменным о-вами, а через Ушаковский мост - с р-ном Черной речки на правом берегу Б. Невки. В 1730-х гг. именовался Б. Ружейной ул. (по Ружейному двору), затем Монетчиковской ул. (по слободе работников Монетного двора). В кон. 18 в. участок до Большого просп.
Топография города // Водоемы и водотоки //Реки //
Топография города // Городская сеть //Набережные //

КАРПОВКА (фин. Корпийоки - Лесная или Воронья река), река, разделяет Петроградский и Аптекарский о-ва; дл. 3 км. Набережные проходят по левому берегу - от Петропавловской ул., по правому - от Аптекарской наб. и за Карповский мост. На левом берегу на месте д. 4 в 1-й четв. 18 в. находилась усадьба Феофана (Прокоповича). В 1835 на этой терр. открыта Петропавловская б-ца (ныне Медицинский университет им. И. П. Павлова).
Архитектура // Архитектурные стили //

КОНСТРУКТИВИЗМ, осн. направление в архитектуре сов. авангарда 1920-х - нач. 1930-х гг. В его основе - принцип функциональности, выражавшийся в динамически расчлененных структурах с четкими объемами и лаконичными поверхностями, выявленными конструкциями и плоскостями остекления. Большое влияние на ленингр. К. оказала система супрематизма худ. К. С. Малевича с ее самоценностью формы и абстрактностью геометрич. элементов.
Архитектура // Персоналия //

ЛЕВИНСОН Евгений Адольфович (1894-1968, Л.), архитектор и художник, ч.-к. Академии архитектуры СССР (с 1941), д-р архитектуры (1946). Учился в ИГИ (1915-16), окончил АХ (1924-27). В нач. 1920-х гг. работал театр. художником в Одессе. Архит. деятельность связана преим. с Л. В ранний период творчества - предст. конструктивизма: здание профилактория (просп.
Топография города // Городская сеть //Проспекты //

ЛЕРМОНТОВСКИЙ ПРОСПЕКТ, между ул. Декабристов и наб. Обводного кан. Образован в 1912 в результате объединения Б. Мастерской ул. (от ул. Декабристов до кан. Грибоедова), Могилевской ул. (от кан. Грибоедова до р. Фонтанки) и Ново-Петергофского просп. (от р. Фонтанки до Обводного кан.). Назван в честь М. Ю. Лермонтова.
Городское хозяйство // Транспорт //Городской транспорт //

МЕТРОПОЛИТЕН. Первые проекты М. в СПб. относятся к кон. 19 в. В 1889 Правление Балт. ж. д. разработало проект линии М. между Балт. и Финл. вокзалами. В 1901 инж. В. Н. Печковский предложил построить эстакадно-подземную ж. д. от Казанского собора к Балт. и Варшавскому вокзалам. Тогда же инж. П. И. Балинский разработал проект М. для СПб. из 6 линий (в т. ч. 2 кольцевых) общей протяженностью 95,5 верст.
1 2