1 2
Топография города // Городская сеть //Проспекты //

ВОЗНЕСЕНСКИЙ ПРОСПЕКТ, между Адмиралтейским просп. и наб. р. Фонтанки. Проложен в нач. 18 в., ориентирован на башню Гл. Адмиралтейства, пересекает Исаакиевскую пл. Назван в 1738 по Вознесения Господня церкви (не сохр.), в кон. 18 в. именовался также 3-й Адмиралтейской ул., в 1923-91 - просп. Майорова, в память участника Гражд. войны П. В. Майорова (1889-1919).
Архитектура // Архитектурные памятники //Общественные здания и сооружения //

ДОМА СОВЕТОВ, новый тип обществ. (адм.) зданий, разработанный сов. архитекторами для размещения органов местного (районного) управления: исполкома райсовета, подведомственных ему служб, иногда районных отделений почты, банка и пр. В 1-й пол. 1930-х гг. построены Кировский райсовет (просп.
Архитектура // Архитектурные памятники //Дома жилые //

ДОМА СПЕЦИАЛИСТОВ, здания нового типа, стр-во к-рых было обусловлено решением гор. руководства превратить Л. в "образцовый социалистич. город". Д. с. проектировались для работников разл. отраслей экономики, гор. х-ва, науки, культуры и др. и первоначально строились в стиле конструктивизма. В 1929-31 сооружен "жилкомбинат" для Союза совторгслужащих на Каменноостровском просп., 55 (арх. Е. А. Левинсон, А. М. Соколов).
Архитектура // Персоналия //

ЕВДОКИМОВ Сергей Иванович (1911, СПб. - 1972, Л.), архитектор, засл. арх. РСФСР (1970). Окончил ЛИСИ (1934). В предвоен. годы работал в ин-те Ленпроект, один из авторов ансамбля Ивановской ул. (совм. с И. И. Фоминым и Е. А. Левинсоном). В 1945-72 рук. мастерской Ленпроекта. Значит. постройки 1960-70-х гг.: яхт-клуб на Гребном кан., бассейн на Литовской ул., Некрасовский и Невский рынки, дет. спорт. школа на Малом просп.
Наука. Образование // Учебные заведения //

ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ ИНСТИТУТ С.-Петерб. гос. академич. им. И. Е. Репина (Университетская наб., 17), старейшее худож. высшее уч. заведение России.
Топография города // Городская сеть //Улицы //

ИВАНОВСКАЯ УЛИЦА, между просп. Обуховской Обороны и Моск. линией Окт. ж. д., часть Центр. дуговой магистрали. Названа в 1890-х гг. по фам. домовладельца. В 1910-х гг. И. у. проходила от Невы до совр. ул. Бабушкина. Застройка И. у. связана с освоением в 1930-х гг. терр. быв. д. Щемиловка (арх. И. И. Фомин, Е. А. Левинсон, С. И. Евдокимов). В 1936-51 застроена часть улицы от площади перед Володарским мостом до ул. Седова (арх.
Архитектура // Архитектурные стили //

КОНСТРУКТИВИЗМ, осн. направление в архитектуре сов. авангарда 1920-х - нач. 1930-х гг. В его основе - принцип функциональности, выражавшийся в динамически расчлененных структурах с четкими объемами и лаконичными поверхностями, выявленными конструкциями и плоскостями остекления. Большое влияние на ленингр. К. оказала система супрематизма худ. К. С. Малевича с ее самоценностью формы и абстрактностью геометрич. элементов.
Архитектура // Персоналия //

ЛЕВИНСОН Евгений Адольфович (1894-1968, Л.), архитектор и художник, ч.-к. Академии архитектуры СССР (с 1941), д-р архитектуры (1946). Учился в ИГИ (1915-16), окончил АХ (1924-27). В нач. 1920-х гг. работал театр. художником в Одессе. Архит. деятельность связана преим. с Л. В ранний период творчества - предст. конструктивизма: здание профилактория (просп.
Городское хозяйство // Транспорт //Городской транспорт //

МЕТРОПОЛИТЕН. Первые проекты М. в СПб. относятся к кон. 19 в. В 1889 Правление Балт. ж. д. разработало проект линии М. между Балт. и Финл. вокзалами. В 1901 инж. В. Н. Печковский предложил построить эстакадно-подземную ж. д. от Казанского собора к Балт. и Варшавскому вокзалам. Тогда же инж. П. И. Балинский разработал проект М. для СПб. из 6 линий (в т. ч. 2 кольцевых) общей протяженностью 95,5 верст.
Топография города // Городская сеть //Набережные //

МОРСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ, проходит по искусственно намытому берегу Финского зал. от площади перед гостиницей "Прибалтийская" до Наличной ул. (назв. дано в 1972), полукругом охватывает сев.-зап. часть Васильевского острова и Декабристов острова, к к-рому в результате намыва грунта присоединен о. Вольный. Первый участок М. н. перед гостиницей "Прибалтийская" сооружен в кон. 1970-х гг. в ходе реализации разработанного в 1960-х гг. проекта создания мор. фасада Л. (рук.
Топография города // Городская сеть //Проспекты //

МОСКОВСКИЙ ПРОСПЕКТ (в 1918-50 Международный просп., в 1950-56 просп. им. Сталина, в честь И. В. Сталина), от Сенной пл. до пл. Победы, одна из гл. магистралей СПб., соединяет его центр. и южные р-ны, начало дороги на Москву. Дл. ок. 10 км, совпадает с линией Пулковского меридиана. Проложен в 1-й четв. 18 в. к Саарской мызе (Царское Село), с 1739 участок до р. Фонтанки наз. Сарской проспективой, с 1770-х гг. до 1878 - Обуховским просп. (по одноим. мосту).

НЕОКЛАССИЦИЗМ, традиционалистское направление в архитектуре 1-й пол. 20 в., основанное на освоении наследия рус. зодчества 18 - нач. 19 вв. В СПб. Н. возрождал нац. архит. и градостроит. традиции, олицетворял ист. причастность города к общеевроп. классич. культуре.
Топография города // Городская сеть //Проспекты //

ОБУХОВСКОЙ ОБОРОНЫ ПРОСПЕКТ, от пл. Александра Невского до Караваевской ул. Проложен в нач. 18 в. как дорога на Архангельск через Шлиссельбург, именовался Шлиссельбургской, Шлютенбургской или Архангелогородской дорогой. В 1-й четв. 18 в. вдоль дороги началось стр-во кирп. з-дов.
Топография города // Городская сеть //Набережные //

ПЕТРОВСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ, между Троицкой пл. и Петроградской наб., на правом берегу р. Невы, на Петроградской стороне. Возникла в 1700-х гг. в тогдашнем центре СПб. и была его первой набережной. В 1703 построен дом Петра I (ныне музей Домик Петра I). Рядом располагались дома его сподвижников - Я. В. Брюса, М. П. Гагарина и др. В доме П. П. Шафирова (не сохр.) в 1724-27 размещалась Петерб.
Топография города // Городская сеть //Проспекты //

СУВОРОВСКИЙ ПРОСПЕКТ, между Невским просп. и пл. Пролетарской Диктатуры. Проложен в сер. 18 в., начинался от "Слонового двора" (зверинца), размещавшегося на месте совр. гостиницы "Октябрьская". Отрезок между совр. 2-й и 9-й Советскими улицами назывался Слоновой ул., а часть проспекта от совр. 9-й Советской ул. до Смольного института именовалась Конногвардейской ул. - по слободе л.-гв. Конного полка (нек-рое время она носила назв. Пещаной ул. - по местности Пески).
1 2