ПОХОРОННЫЕ ОБРЯДЫ. Погребения первых строителей СПб. отличались крайней простотой. По свидетельству Х. Вебера (1718), "тело завертывали в рогожу, завязывали его кругом веревками, как мешок, и клали на носилки, к-рые двое носильщиков на плечах относили к могиле". Так хоронили простых людей. Погребение знатных сановников на кладб. Александро-Невского мон. (см. Александро-Невская лавра) происходило по спец. ритуалу, разработанному царем Петром I. При его участии в 1719 происходило погребение фельдм. Б. П. Шереметева, прах к-рого перевезли из Москвы, в 1723 - царицы Прасковьи Федоровны, вдовы брата Петра царя Ивана V Алексеевича (гроб с ее телом доставлен в монастырь по Неве). Погребение по правосл. обряду обычно проходило на 3-й день после кончины. Тело везли в храм для отпевания, после к-рого погружали гроб в могилу. Нек-рые похоронные шествия остались в истории СПб. Начиная с Петра I, всех императоров (кроме Петра II) и членов имп. фамилии хоронили в Петропавловском соборе (см. Похороны императорские).
Похороны высших гос. и воен. чинов проходили по той же схеме, но значительно скромнее. Множество жителей СПб. провожали в 1800 в последний путь А. В.
Суворова, что стало своеобр. выражением оппозиции имп. Павлу I, наложившему опалу на полководца. Похороны М. И. Кутузова в Казанском соборе в 1813 были редким исключением из правил, запрещавших погребение в гор. храмах, и выражением всенар. любви к победителю в Отеч. войне 1812. Из траурной колесницы выпрягли лошадей и несли гроб на руках через весь город.
Во 2-й пол. 19 в. широкий обществ. резонанс приобрели похороны деятелей иск-ва. Первые похороны такого рода прошли в 1860, когда по Невскому просп. на Смоленское кладб. от вокзала провезли гроб А. Е. Мартынова (актер умер во время гастролей). Сотни людей провожали в 1879 в последний путь от Литейного просп. на кладб. Новодевичьего мон. Н. А. Некрасова. Наиб. знаменитые писательские похороны 19 в. - Ф. М. Достоевского в 1881 в Лавре и И. С. Тургенева в 1883 на Волковском кладб. (куда прах писателя привезли из Франции). Исключит. торжественностью и многолюдностью отличались похороны в Лавре П. И. Чайковского в 1893 и на Волковском кладб. Д. И. Менделеева в 1907. 22.12.1908 вся столица - от первых сановников гос-ва до беднейших сословий - оплакивал св. Иоанна Кронштадтского, останки к-рого были доставлены из Кронштадта через Ораниенбаум на Балт. вокзал, откуда на катафалке, запряженном шестеркой лошадей, гроб перевезли в Иоанновский монастырь на Карповке.
Символом нового времени стала продолжавшаяся 20 часов 23.3(5.4).1917 церемония погребения в братских могилах на Марсовом поле жертв уличных боев во время Февр. рев-ции 1917. В сов. время офиц. погребальный ритуал утратил религ. составляющую. Обязат. элементом похорон стала т. н. гражд. панихида с выступлениями участников. В Л. не проходило гос. похорон парт. и сов. чиновников высшего ранга. Похоронные шествия полностью исчезли из гор. жизни во 2-й пол. 20 в. Ист. значение приобрели похороны в 1966 А. А. Ахматовой, не имевшие офиц. статуса, но привлекшие на отпевание в Никольский собор тысячи людей. В последние годы наблюдается ритуализация похорон обществ. значения (А. А. Собчак, Д. С. Лихачев, Л. Н. Зайков): церемония прощания в Таврическом дворце, отпевание в одном из гл. соборов СПб.
Лит.: Кобак А. В., Пирютко Ю. М. Очерк истории петербургского некрополя // Исторические кладбища Петербурга: Справ.-путеводитель. СПб., 1993. С. 7-14.
Ю. М. Пирютко.