БАЛЫ, увеселит. вечера с танцами, одна из форм светской жизни СПб. 18 - нач. 20 вв. Прообразом Б. были ассамблеи, на к-рых по повелению царя Петра I танцевали "менуветы", "алеманды", "куранты" и др. танцы. Постепенно танц. вечера приобрели популярность в широких кругах об-ва (прежде всего - дворянства), сложилась своеобр. иерархия Б.: придворные этикетные, придворные регулярные, аристократич., частные (вечеринки, домашние собрания), публичные (общедоступные, по билетам) и др. Нередко Б. совмещались с гуляниями, обедами, маскарадами (Б.-маскарады) и пр. Бальный сезон в столице начинался осенью и продолжался всю зиму до Великого поста. В нач. 19 в. установилась строгая последовательность и репертуар танцев: польский (полонез), матрадур, гавот, экоссез, англез; чуть позже - вальс, мазурка, котильон. В 1820-х гг. в моду вошла франц. кадриль, в 1840-х гг. - полька; иногда танцевали "казак", галоп, сольные танцы.
К нач. 19 в. Б. превратились в важный элемент дворянского быта: помещик, дворянин, считавший себя членом "благородного" об-ва, был обязан не только регулярно посещать Б., но и давать 1-2 Б. ежегодно.
В нач. 19 в. вошло в обычай "обмениваться" балами как среди частных лиц, так и обществ. групп и сословий (купеч. Б. давался "в ответ" на дворянский и т. п.). Осн. элементом Б. оставались танцы, но в 19 в. прибавились др. формы общения ("мазурочная болтовня", словесные игры, связанные с танцами и т. п.). Б. являлись одной из дозволенных форм "коллективного быта", на них решались важные деловые вопросы, завязывались романы, они становились "ярмаркой невест". Музыку к Б. писали А. Н. и К. Н. Лядовы, М. И. Глинка, О. А. Козловский, А. А. Алябьев и др. композиторы. Б. давались в Английском клубе, Б. Мещанском клубе (Адмиралтейская пл.), Коммерч. клубе (Английская наб., не сохр.) и др. В нач. 19 в. появились танц. собрания и клубы: Большой танц. клуб в доме Косиковского (Невский просп., 15), Малый танц. клуб в доме Кусовникова (Невский просп., 30). Самые пышные Б. давались в доме Энгельгардта (Невский просп., 30), в нач. 19 в. славились Б. в домах Салтыковых (Дворцовая наб., 2-4), Лаваль (Английская наб., 4), Кочубея (наб. р. Фонтанки, 16), Бобринских (наб. р. Фонтанки, 122) и др. На Б. в аристократич. дома гости приглашались персонально, гор.
Б. по билетам могли посещать все желающие соответствующего звания и чина. На придворных Б., устраивавшихся в Аничковом дворце, были обязаны присутствовать все лица, имевшие придворные чины. Наибольшего расцвета культура Б. достигла в 1830-40-х гг., в дальнейшем они давались в увеселит. садах (сад при Заведении искусственных минеральных вод, сад "Аквариум" и др.), в специально построенных бальных залах и др. После окт. 1917 Б. исчезли из повседневного быта, возродились в 1930-х гг. как элемент праздничных гуляний (новогодние, студенч., школьные и др. Б.). С нач. 1990-х гг. Б. превратились в массовое зрелище с танц. элементами (массовые гор. Б. на Дворцовой пл., Елагином о. и др.).
Лит.: Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции дворянства (XVIII - нач. XIX в.). СПб., 1994. С. 90-102; Дуков Е. Бал в культуре XVIII - первой половине XIX вв. // У истоков развлекательной культуры нового времени, XVIII-XIX вв. М., 1996. С. 160-184. Ю. Н.
Кружнов.