1 2 3 4
Топография города // Историческая география //Городские районы (2003) //

АДМИРАЛТЕЙСКИЙ РАЙОН, адм.-терр. единица СПб. (Терр. управление на Измайловском просп., 10), один из центр. р-нов города. Образован в 1994 путем слияния Ленинского и Октябрьского р-нов. Назван по быв. Адмиралтейской полиц. части и Гл. Адмиралтейству. Расположен между р. Б. Невой, Обводным кан. и частично к Ю. от него, где граничит с Московским и Кировским р-нами (на Ю.-З.). На В. граничит с Центр. р-ном. С Васильевским о. соединен мостом Лейтенанта Шмидта.
Топография города // Зеленые пространства //Сады //

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ САД (в 1920-89 Сад трудящихся им. М. Горького, в 1989-97 - Адмиралтейский сад), расположен вдоль юж. и зап. фасадов Гл. Адмиралтейства (пл. 10 га). В 1805-06 по проекту арх. Л. Руска садовник У. Гульд устроил на месте юж. вала Адмиралтейской крепости бульвар из 4 рядов лип. В 1819 бульвар расширен за счет засыпанного рва крепости и стал любимым местом прогулок (упомянут в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин").
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836-1910, СПб.), композитор, пианист, дирижер, муз.-обществ. деятель. Учился на матем. ф-те Казанского ун-та. В СПб. с 1855, в 1856 дебютировал как комп. и пианист в Университетских концертах. В 1856-62 завязал отношения с Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргским, Н. А. Римским-Корсаковым, А. П. Бородиным, В. В. Стасовым, стал лидером этого кружка, изв. под назв. "Балакиревский кружок", "Новая рус. муз. Школа", "Могучая кучка".
Население // Городской быт //

БАЛЫ, увеселит. вечера с танцами, одна из форм светской жизни СПб. 18 - нач. 20 вв. Прообразом Б. были ассамблеи, на к-рых по повелению царя Петра I танцевали "менуветы", "алеманды", "куранты" и др. танцы.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //
Экономика // Персоналия //

БЕЛЯЕВ Митрофан Петрович (1836, СПб. - 1903, там же), лесопромышленник, меценат, муз. деятель и нотоиздатель, музыкант-любитель. Окончил нем. Реформатское уч-ще (1851), участвовал в любит. квартетах и оркестрах, чл. нем. певч. кружка. С 1880 чл., с 1898 пред. Об-ва камерной музыки (1878-1917). С того же времени устраивал в своем доме (Николаевская, ныне ул. Марата, 50; мем. доска) квартетные собрания, к-рые постепенно переросли в "Беляевские пятницы", проходившие до его кончины.
Архитектура // Персоналия //

БЕНУА (Benois) Леонтий (Людовик) Николаевич (1856, Петергоф -1928, Л.), архитектор, действит. статский советник (1905), засл. деят. культуры (1927). Сын Н. Л. Бенуа, брат Альб. Н. Бенуа и А. Н. Бенуа. В 1879 окончил АХ. Преподавал в рисовальной школе ОПХ (1879-84), в ИГИ (1884-92, 1920-27). Ред. журнала "Зодчий" (1892-95). Акад. (1885), проф. (1892), д. ч. (1893) АХ. Архитектор высочайшего двора (1899). Учредитель (1903) и поч. пред. (1922-28) Общества архитекторов-художников.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ВИЕЛЬГОРСКИЕ, графы, музыканты, муз. деятели, меценаты, братья ("братья гармонии"). Родились в СПб. Их отец был автором драм. и муз. опытов, салонным музыкантом, поч. дир. петерб. Филармонического общества. Михаил Юрьевич В. (1788-1856), композитор (опера "Цыгане", 2 симф. и др.), пианист и органист, действит. статский советник (1827). Получил прекрасное муз. образование.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ГЛИНКА Михаил Иванович (1804-1857), композитор. В СПб. с 1817, в 1818-22 воспитывался в Благородном пансионе при Гл. пед. ин-те (наб. р. Фонтанки, 164); гувернер Г. - В. К. Кюхельбекер. Брал уроки фп. у Дж. Филда, Ш. [К.] Майера, игры на скрипке - у 1-го скрипача Придворного оркестра Ф. Бема.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич (1813-1869, СПб.), композитор. В СПб. с 1817. Получил домашнее (в т.ч. муз.) образование. Фп. игрой занимался с композитором и пианистом Ф. Шоберлехнером. Пению и теории музыки учился у тенора петерб. Нем. оперы Б. Л. Цейбиха.
Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации //
Религия. Церковь // Религиозные организации //

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА (церковная музыка), в 1-й пол. 18 в. развивалась в СПб. в тесной связи с моск. традициями. Из Москвы в 1703 переведен хор государевых певчих дьяков, положивший в 1763 начало Придворной певч. капелле (см. Капелла им. М. И. Глинки), в 1721 - быв. Патриарший (Синодальный) хор, к-рый с 1733 пел в Петропавловском соборе.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ЕРШОВ Иван Васильевич (1867-1943), артист оперы (драм. тенор), камерный певец, режиссер и педагог, нар. арт. СССР (1938), д-р иск-ведения (1941). В 1893 окончил петерб. Консерваторию (класс С. И. Габеля). До 1929 (с перерывами) солист Мариинского театра (дебюты в операх Ш. Гуно "Фауст" и "Ромео и Джульетта"). Один из крупнейших представителей рус. вокальной школы, обладал драм. талантом.
Топография города // Городская сеть //Проспекты //

ЗАГОРОДНЫЙ ПРОСПЕКТ, между Владимирской пл. и Московским просп. Проложен в 1740-х гг. по проекту Комиссии о С.-Петерб. строении позади загородных дворов, отведенных в 1-й четв. 18 в. жителям вдоль р. Фонтанки (отсюда назв.). Со 2-й пол. 18 в. застраивался кам. домами. На З. п. находились здания казарм л.-гв. Семеновского полка (дома 46, 48, 50, перестроены), вблизи - Семеновский плац.
Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации //

ИМПЕРАТОРСКИЕ ТЕАТРЫ (в 18 в. придворные, в 19 в. также казенные), служили развлечениям имп. семьи, прославлению имп. особ, развлечению и просвещению столичной публики.
Топография города // Городская сеть //Улицы //

ИНЖЕНЕРНАЯ УЛИЦА, между кан. Грибоедова и пл. Белинского. Назв. получила в 1823 после размещения в Михайловском замке Гл. инж. уч-ща. Проложена в процессе создания арх. К. И. Росси в 1819-30-х гг. ансамбля Михайловской пл. (ныне Искусств площадь). Центр ансамбля - Михайловский дворец (д. 4). Соседний д. 2/2 пристроен к нему в 1914-19 как выставочный корпус (арх. Л. Н. Бенуа, С. О. Овсянников). Д. 4 сооружен в 1900-11 для размещения этногр. коллекции Рус. музея (арх. В. Ф. Свиньин).
Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации //

ИТАЛЬЯНСКАЯ ОПЕРА, существовала в СПб. в 1733-1914 (с перерывами) как итал. муз. театр на итал. яз. и как итал. оперы, исполняемые рус. труппами на рус. яз. (с 1781 до наших дней). В 1-й пол. 18 в. И. о. была частью светских форм культа монарха.
1 2 3 4