Городское хозяйство // Транспорт //Городской транспорт // Городской транспорт (общая статья)


Городской транспорт (общая статья)

ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ, трансп. средства для внутригор. перевозок грузов и пассажиров, а также транспорт, осуществляющий работы по благоустройству города. По назначению Г. т. подразделяется на пасс., грузовой и специальный. Первыми видами Г. т. в СПб. были водный и гужевой. К 1815 в СПб. имелось ок. 1,5 тыс. пасс. и грузовых лодок, яликов, катеров и пр. В 1820-х гг. открыт регулярный водный маршрут между СПб. и Кронштадтом, в 1842 - по Неве. В 1848 учреждено "Легкое невское пароходство". В кон. 19 в. маршрутные и прогулочные пароходы курсировали по Неве, Фонтанке, Екатерининскому кан. Со 2-й пол. 20 в. водный Г. т. продолжает существовать в осн. как прогулочный. С сер. 1950-х гг. на речных линиях курсировали "речные трамвайчики" типа "Москвич", "Москва" и др. С кон. 1960-х гг. на внутригор. линиях эксплуатируются скоростные теплоходы типа "Ракета", "Метеор", позже - "Восход".
С первых лет существования СПб. в нем появились частные извозчики, к-рые были единств. наземным Г. т. до появления в 1847 омнибусов (пасс. вагон на конной тяге), к-рые стали первым казенным и первым маршрутным Г. т. (существовали до нач. 20 в.). С их появлением положено начало системе Г. т.
В 1854 возник рельсовый Г. т. - конка. В 1882 пущен паровой, в 1895 - электрич. трамвай (ходил по льду Невы, с 1907 - по улицам СПб.; тогда же началось создание сети гор. трамвайных линий). К кон. 20 в. СПб. имел самую протяженную в мире трамвайную сеть. В 1902 на з-де "Фрезе и К°" проведен пробный пуск гор. троллейбуса. Однако троллейбусное движение открылось в Л. только в 1936. В 2003 в городе действуют св. 40 троллейбусных маршрутов. В целях централизации управления Г. т. в кон. 1940-х гг. создано Трамвайно-троллейбусное управление Л. (ТТУЛ, ул. Зодчего Росси, 1/3; с 1998 - Горэлектротранс).
В нач. 20 в. на улицах СПб. появились первые автомобили, в 1908 - первые таксомоторы (см. Такси). В 1889 в Гор. управу поступило предложение открыть в городе моторно-омнибусное (автобусное) движение. Регулярное движение автобусов началось в 1907, однако в 1914 оно прекратилось и возобновилось лишь в 1926. Тогда же на Конюшенной пл. открыт первый автобусный парк (см. ст. Автобус, Автобусные парки). К кон. 1930-х гг. в Л. действовали 10 гор. и 12 пригородных автобусных маршрутов, в кон. 1980-х гг. - ок. 200 гор. и св. 100 пригородных. В сер. 1980 в
Л. стали курсировать маршрутные такси (микроавтобусы ЛИАЗ, РАФ и др.). В нач. 1990-х гг. появился коммерч. транспорт - рейсовые автобусы с договорной оплатой поездки. Парком коммерч. транспорта владеют акц. об-ва "Сеть пасс. перевозок" (ул. Седова, 10) и др.
Первый проект прокладки гор. метрополитена в СПб. появился в 1889, но к его стр-ву приступили лишь в 1941. В том же году оно было прервано войной и возобновилось в 1945. 1-я очередь метро открыта в 1955. К 2002 в СПб. действовали 4 линии метрополитена с 58 станциями (из них 3 наземных).
Отдельной отраслью является спец. Г. т. (транспорт для обслуживания нужд города) - пожарная техника (пожарные тележки и упряжки появились в нач. 19 в., пожарные автомобили - в 1911; см. Пожарная охрана), уборочная техника (появилась в 1930-40-х гг., включает снегоуборочные, поливочные машины, машины-подметальщики и т. п.). Каждый вид спец. Г. т. имеет свои парки, управление и систему планирования и организации. Управление трансп. сетью СПб. возложено на
К-т по транспорту (Московский просп., 83), к-рый осуществляет оперативное руководство работой пасс. трансп. х-ва, изучает динамику трансп. потоков, принимает решения об изменении маршрутной сети в связи с ремонтом улиц и др.
Лит.: Аксенов И. Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы. М., 1985; Его же. Единая транспортная система. М., 1991. Ю. Н. Кружнов.

ПЕРСОНЫ


БИБЛИОГРАФИЯ


АДРЕСА