СТАТЬИ
Аэропорты, воздушный транспорт
Вокзалы, ж/д транспорт
Городской транспорт
Морской транспорт
Хроника
Санкт-Петербурга
Список основной литературы
О проекте
ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ
1
2
Городское хозяйство
//
Транспорт
//
Городской транспорт
//
АВТОБУС
, наиболее мобильный вид гор. транспорта, не требующий больших затрат на подготовку маршрутов и позволяющий быстро реагировать на изменения маршрутной сети. Первые попытки орг-ции движения "моторных омнибусов" относятся к 1880-м гг. Первый А. ("омнибус-мотор") прошел по улицам СПб. 4.10.1907. Первый маршрут (Александровский сад - Балтийский вокзал) открыт инж. Б. А. Ивановым 11.11.1907. К 1910 парк А. насчитывал 14 машин марки "Лесснер" и "Руссо-Балт".
Городское хозяйство
//
Транспорт
//
Городской транспорт
//
АВТОБУСНЫЕ ПАРКИ
, пр-тия, обеспечивающие хранение, техн. обслуживание и ремонт автобусов. Состоят из крытого депо, зданий техн. обслуживания машин, адм. зданий. Первый А. п. появился в Л. в 1926 (размещался в здании быв. Конюшенного ведомства; Конюшенная пл., 2; ликвидирован в 1940). В 1938 открыт А. п. на Днепропетровской ул., 18 (с 1945 А. п. № 1; расчетная вместимость до 300 машин). С 1990 А. п. принадлежат Гос. пр-тию "Пассажиравтотранс".
Городское хозяйство
//
Транспорт
//
Городской транспорт
//
АВТОВОКЗАЛЫ
, автостанции для междугор. и междунар. пасс. перевозок на автобусах. Первый А. (№ 1) открыт в 1955 на Садовой ул., 37 в помещении быв. Гауптвахты Сенного рынка (арх. В. И. Беретти, 1818-20; с 1886 в этом здании находилась "испытат. станция пищ. продуктов", с нач. 20 в. - Гор. лаборатория).
Городское хозяйство
//
Транспорт
//
Городской транспорт
//
ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ
, трансп. средства для внутригор. перевозок грузов и пассажиров, а также транспорт, осуществляющий работы по благоустройству города. По назначению Г. т. подразделяется на пасс., грузовой и специальный. Первыми видами Г. т. в СПб. были водный и гужевой. К 1815 в СПб. имелось ок. 1,5 тыс. пасс. и грузовых лодок, яликов, катеров и пр. В 1820-х гг. открыт регулярный водный маршрут между СПб. и Кронштадтом, в 1842 - по Неве. В 1848 учреждено "Легкое невское пароходство".
Городское хозяйство
//
Транспорт
//
Городской транспорт
//
ДИЛИЖАНС
, см. Омнибус.
Городское хозяйство
//
Транспорт
//
Городской транспорт
//
ИЗВОЗЧИКИ
, появились в СПб. с первых лет существования города (известен указ 1705 "О сборе с извозчиков"), тогда же извоз превратился в промысел, к-рым занимались, как правило, крестьяне. К 1745 в СПб. было 3 тыс. И. В 1705, 1732, 1745, 1783 и позднее издавались правила движения И. по городу. В 1739 на улицах заведены спец. караулы для наблюдения за правилами движения.
Городское хозяйство
//
Транспорт
//
Городской транспорт
//
КОНКА (конно-железная дорога; конный трамвай)
, рельсовая разновидность омнибуса. Во 2 пол. 19 - нач. 20 вв. - основной, наиболее доступный вид гор. пасс. транспорта. К. представляла собой вагон ок. 8 м дл. с впряженной парой лошадей, двигавшийся по рельсам. Вагон имел верхнюю пасс. площадку ("империал"), за проезд на ней платили меньше. К. обслуживалась кучером и кондуктором.
Городское хозяйство
//
Транспорт
//
Городской транспорт
//
ЛИНЕЙКИ
, см. Омнибус.
Городское хозяйство
//
Транспорт
//
Городской транспорт
//
МЕТРОПОЛИТЕН
. Первые проекты М. в СПб. относятся к кон. 19 в. В 1889 Правление Балт. ж. д. разработало проект линии М. между Балт. и Финл. вокзалами. В 1901 инж. В. Н. Печковский предложил построить эстакадно-подземную ж. д. от Казанского собора к Балт. и Варшавскому вокзалам. Тогда же инж. П. И. Балинский разработал проект М. для СПб. из 6 линий (в т. ч. 2 кольцевых) общей протяженностью 95,5 верст.
Городское хозяйство
//
Транспорт
//
Городской транспорт
//
ОМНИБУС (от лат. omnibus - для всех)
, многоместная карета на конной тяге, первый вид гор. обществ. маршрутного безрельсового транспорта. Первые О. начали ходить летом 1830 из СПб. на Крестовский о., в Новую и Старую Деревни. Контора О. помещалась в доме Миняева на Невском просп. у Аничкова моста. С 1847 О. стали ходить на внутригор. маршрутах (к 1851 их было 4). Вагоны каждого маршрута окрашивались в свой цвет. В вагон впрягалось 2-4 лошади.
Городское хозяйство
//
Транспорт
//
Городской транспорт
//
ПАРОВАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (паровая конно-железная дорога, паровой трамвай)
, вид гор. транспорта, разновидность конки. Паровая тяга впервые введена в 1882 на Невской пригородной конно-жел. дороге на маршруте от Знаменской пл. (ныне пл. Восстания) до Семянниковского з-да (ныне "Невский з-д"). Движение осуществлялось 3 локомотивами по воскресным дням. Состав включал 4 вагона (затем один вагон тянули до Рыбацкого). С 1884 движение стало регулярным.
Городское хозяйство
//
Транспорт
//
Городской транспорт
//
ТАКСИ (от англ. tax - налог, плата)
, автомобили, развозящие пассажиров за плату. Частные "таксомоторы" появились в СПб. осенью 1908, тогда же возникли акц. об-ва, занявшиеся автоизвозом. Цены были свободные (до 5 руб. в час). Стоянка Т. находилась у Бол. Гостиного двора. В 1909 учреждено об-во "С.-Петерб. таксомотор", установлена такса за проезд (40 коп. верста). Т. имели желтую полосу на дверце (отличит. цвет петерб. извозчиков с 18 в.) и надпись "такси", шоферы - спец. форму одежды.
Городское хозяйство
//
Транспорт
//
Городской транспорт
//
ТРАМВАЙ (от англ. tram - вагон и way - путь)
, вид гор. рельсового транспорта. Существовало 3 вида Т.: конный (см. Конка), паровой (см. Паровая железная дорога) и электрический. В 1880 на углу Дегтярной и Болотной улиц инж. Ф. А. Пироцкий испытал первый в России электрич. Т. Первая линия электрич.
Городское хозяйство
//
Транспорт
//
Городской транспорт
//
ТРАМВАЙНЫЕ ПАРКИ
, пр-тия, имеющие спец. сооружения и оборудование для отстоя, эксплуатации и ремонта вагонов трамвая. Первый Т. п. (Петерб., с 1914 Петрогр.) создан в 1907 на терр. парка конки (Б. Посадская ул., 24/2). В 1908 построены Т. п. на Альбаумной ул. (ныне ул. Красуцкого) и на Среднем просп.
Городское хозяйство
//
Транспорт
//
Городской транспорт
//
ТРОЛЛЕЙБУС
, один из осн. видов массового пасс. гор. транспорта. Первые в России испытания автомобиля с электрич. проводным приводом проведены в 1902 в СПб. на з-де "Фрезе и К°" инж. С. И. Шуленбургом. 1-я линия Т. введена в эксплуатацию в 1936 (пл. Труда - Невский просп. - Красная пл., ныне пл. Александра Невского), ее длина 5,8 км. На линии курсировали 2 вагона, изготовленные на Ленингр. вагонорем. з-де, позднее - вагоны типа ЯТБ-1 Ярославского з-да.
1
2