Городское хозяйство // Транспорт //Городской транспорт // Омнибус


Омнибус

ОМНИБУС (от лат. omnibus - для всех), многоместная карета на конной тяге, первый вид гор. обществ. маршрутного безрельсового транспорта. Первые О. начали ходить летом 1830 из СПб. на Крестовский о., в Новую и Старую Деревни. Контора О. помещалась в доме Миняева на Невском просп. у Аничкова моста. С 1847 О. стали ходить на внутригор. маршрутах (к 1851 их было 4). Вагоны каждого маршрута окрашивались в свой цвет. В вагон впрягалось 2-4 лошади. Нек-рые вагоны имели площадку на крыше ("империал"), проезд там стоил дешевле. Вагоны были рассчитаны на 10-16 чел., но обычно норма перекрывалась в 2-3 раза. Впереди сидел кучер, сзади кондуктор с сигнальной трубой для предупреждения пешеходов. К 1870 в СПб. имелось ок. 400 О. В 1899 инж. И. В. Романов сконструировал электрич. О. на аккумуляторах для 17 пассажиров. В 1901 Гор. дума разрешила его эксплуатацию на 10 гор. линиях, но недостаток средств не позволил реализовать этот проект. О. просуществовали до 1-й мир. войны 1914-18, когда б. ч. гор. лошадей была реквизирована на нужды армии. Разновидность О. - дилижансы (многоместные кареты междугор. сообщения), курсировавшие с 1820 между СПб. и Москвой. Тогда же учреждена Акц. компания по устройству пасс. рейсов дилижансов. Контора дилижансов находилась на М. Морской ул., возле Исаакиевской пл. Оттуда (позже и от Сенной пл.) дилижансы отправлялись до Москвы, позже до Риги, Ревеля, Царского Села, Петергофа и др. городов.
Лит.: Годес Я. Г. Этот новый старый трамвай. Л., 1982. С. 6-18; От конки до трамвая: Из истории петерб. транспорта / Авт.-сост. Е. Шапилов и др. СПб.; М., 1994. Ю. Н. Кружнов.

ПЕРСОНЫ


БИБЛИОГРАФИЯ


АДРЕСА