Гурьев Валерий Петрович
| ||||||||||
Мостовые |
||||||||||
МОСТОВЫЕ, строились в СПб. с нач. 18 в. Первые М. были дощатые, в дальнейшем применялись разл. способы мощения: дощатое, булыжное, асфальтовое, торцовое, гранитное, металлич., щебневое и др. Существовало два типа профиля М.: выпуклый (для стока вод к тротуарам) и углубленный к середине (со стоком в сер. улицы). Первая булыжная М. появилась на Березовом (Городском) о. в 1710, к 1910 их общая пл. составила 1,7 млн сажен2. В 1917 булыжное покрытие имело 93% улиц (на ул. Рылеева, в пер. Гривцова и в ряде др. мест оно сохранялось до 1970-х гг.). Первое асфальтовое покрытие сделано в 1838 возле Исаакиевского собора и на Полицейском мосту, однако оно оказалось недолговечным и в дальнейшем почти не применялось. В 1876 Т-во асфальтовых дорог заасфальтировало наб. р. Фонтанки, М. Садовую, М. Морскую, Конюшенную и ряд др. улиц, однако асфальт был неудобен для лошадей. Сплошное асфальтирование улиц началось в 1932.
В 1820-х гг. началось мощение улиц дерев. торцевыми шашками (т. н. гурьевские М. - по имени изобретателя В. П. Гурьева). Торцовые М. были удобны и бесшумны, но недолговечны. Торцами мостили улицы до нач. 20 в. В 1916 в П. насчитывалось 16 торцовых М. (Невский просп., Адмиралтейская наб., Садовая ул., Караванная ул. и др.). С 1840-х гг. нек-рые улицы и площади мостили гранитными блоками - брусчаткой (наб. р. Фонтанки у Аничкова моста, Мариинская пл., участок возле Гл. штаба, Литейный просп. и др.). Чугунное покрытие было чисто декоративным (чугунные "клетки" возле Мраморного дворца, нач. 1900-х гг.). В 1911-12 участок Невского просп. возле Казанского собора был покрыт жел. листами. Щебнем покрывали "шоссе" - протяженные гор. проспекты, загородные дороги (часть Б. Сампсониевского просп., дороги в Петровском парке, Шувалове, Ст. Парголовская дорога и др.). В 1860-х гг. началось мощение диабазовыми шашками. Эти М. были долговечными, но дорогими. Диабазовое покрытие в СПб.-Л. применялось до 1970-х гг. В нач. 18 - нач. 20 вв. обязанность мощения улиц возле домов была возложена на домовладельцев (обычно для этих работ нанимались строит. артели), они же должны были содержать прилегавшую М. в чистоте (этим занимались дворники). За чистотой М. в 18 - нач. 20 вв. следила полиция; после 1917 - гор. службы коммунального х-ва. В гололедицу М. нередко посыпали песком, весной скалывали лед, летом поливали водой. В 19 в. для очистки М. изобретены снегоуборочные, пескоструйные, поливальные и др. машины. К 2002 все улицы СПб. заасфальтированы. В нач. 1990-х гг. стали восстанавливать булыжные, диабазовые (возле Летнего сада и др.), гранитные (Дворцовая пл.) М. с целью возродить облик старого города. Лит.: Бажанов А. И. История дорожного строительства в Санкт-Петербурге - Ленинграде. СПб., 1996; Светлов С. Ф. Петербургская жизнь в конце XIX столетия (в 1892 г.). СПб., 1998. С. 46-48, 100-102; Платунов А. М. Так строился Петербург. 2-е изд., перераб. СПб., 2000. Ю. Н. Кружнов. | ||||||||||
ПЕРСОНЫ | ||||||||||
БИБЛИОГРАФИЯ | ||||||||||
АДРЕСА |