Искусство // Музыка, театр //Персоналия // Мейерхольд В.Э., (1874-1940), режиссер


Мейерхольд В.Э., (1874-1940), режиссер

МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич (до крещения в православие в 1895 - Карл Казимир Теодор Мейергольд) (1874-1940), режиссер, актер, педагог, театр. деятель, нар. арт. Республики (1923). Окончил Драм. курсы Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва (1898). В 1898-1902 актер МХТ, в 1902-05 и в 1906 актер и реж. в собств. антрепризах в провинции. В СПб. в 1905-19. В 1906-07 гл. реж. Комиссаржевской театра (поставил 14 спектаклей, в т. ч. "Гедда Габлер" Г. Ибсена, "Сестра Беатриса" М. Метерлинка, "Балаганчик" А. А. Блока, "Жизнь человека" Л. Н. Андреева). Продолжил и исчерпал здесь программу театр. символизма, начатую в руководимом им Театре-студии МХТ в 1905. В 1908-18 реж. Алексадринского театра и Мариинского театра (поставил "Дон Жуана" Ж.-Б. Мольера, "Грозу" А. Н. Островского, "Маскарад" М. Ю. Лермонтова, "Тристана и Изольду" Р. Вагнера, "Орфея и Эвридику" К. В. Глюка, "Соловья" И. Ф. Стравинского и др.) В стилизаторских интерпретациях классич. пьес осуществил программу театр. традиционализма. Одноврем. мн. экспериментировал на клубных и студийных сценах СПб. под псевд. Д-р Дапертутто (театр "Лукоморье", "Дом интермедий" и др.). Теоретически обосновал и реализовал концепции сценич. стилизации и гротеска, условного театра. В 1918 со сборной труппой поставил "Мистерию-буфф" В. В. Маяковского в Большом зале Консерватории. В 1912 издал в СПб. сб. своих статей "О театре". Основал и редактировал театр. изд. "Любовь к трем апельсинам. Журнал Д-ра Дапертутто" (1914-16). Преподавал в СПб. в частных театр. школах, в основанной им студии в собств. квартире на ул. Жуковского, 11 (1908-10) и в Студии на Бородинской ул., 6 (1913-17). В 1918 осн. и возглавил Курсы мастерства сценич. постановок (Курмасцеп, см. Театрального искусства академия). В 1918-19 зам. зав. Театр. отделом (ТЕО) Петрогр. отделения Наркомпроса. С 1920 жил и работал в Москве, приезжая в Л. для отдельных пост. (возобновление "Маскарада" в 1933 и 1938, "Пиковая дама" П. И. Чайковского в Малом оперном театре, 1935).
В Москве работал зав. ТЕО Наркомпроса и рук. Театра РСФСР 1-го (1920-21), руководил основанными им Гос. высшими реж. (потом - театр.) мастерскими (1921), преобразованными в Гос. ин-т театр. иск-ва (ГИТИС, 1922). Родоначальник театр. конструктивизма и биомеханики как метода актерской игры. С 1923 рук. Гос. эксперим. театр. мастерскими (Гэктемас) им. Вс. Мейерхольда, в 1923-38 рук. Гос. театра им. Вс. Мейерхольда, в 1922-24 худож. рук. Театра Рев-ции. В 1938-39 гл. реж. Гос. оперного театра им. К. С. Станиславского. В 1939 арестован в Л. по сфабрикованному обвинению и в 1940 расстрелян в Москве.
Среди адресов М. в СПб. - Театральная пл., 2 (1909-14; мем. доска). Последний адрес - дом Ленсовета на наб. р. Карповки, 13 (в 1934-39 имел в нем кв., постоянно проживая в Москве).
Лит.: Волков Н. Д. Мейерхольд: В 2 т. М.; Л., 1929; Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. М., 1969. А. А. Кириллов.

ПЕРСОНЫ


БИБЛИОГРАФИЯ


АДРЕСА