ЯВОРСКАЯ (урожд. фон Гюббенет, по мужу княгиня Барятинская) Лидия Борисовна (1871-1921), актриса. Окончила Драм. курсы петерб. Театрального училища (1893), училась в Париже у Э. Го. На проф. сцене дебютировала в 1893 в Ревеле. В 1893-95 актриса моск. Театра Ф. А. Корша. В 1895-1900 одна из ведущих актрис Литературно-художественного общества театра, в 1901 гастролировала в Петерб. театре Е. А. Шабельской на Офицерской ул. В 1901 открыла в СПб. собств. Новый театр, существовавший до 1906 (Кононовский зал, наб. р. Мойки, 61; филиал - "Комедия" - в зале Тенишевского училища в 1904/05). В 1915 в СПб. организовала свой Театр Л. Б. Яворской на Офицерской ул., работавший до 1916. Одна из наиб. ярких театр. фигур своего времени, соединяла нервность и страстность исполнения, внешнюю эффектность, мелодраматизм, модернистскую изломанность. Отмечая оригинальность творчества Я., современники признавали ее зависимость от сценич. образов С. Бернар, Г. Режан, Э. Дузе. Открыла для рус. сцены драматургию Э. Ростана (Сильветта в "Романтиках", Мелисинда в "Принцессе Грезе", Роксана в "Сирано де Бержераке", герцог Рейхштадтский в "Орленке"). Репертуар Нового театра формировала преим. из пьес совр. авторов - Г. Ибсена, Г. Гауптмана, Г. Д'Аннунцио, М. Метерлинка, А. Стриндберга, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького, С. В. Чирикова. Среди лучших ролей Я. - Катрин Юбше в "Мадам Сан Жен" В. Сарду, Ольга Ранцева в "Чаде жизни" Б. М. Маркевича, Раутенделейн в "Потонувшем колоколе" Гауптмана. В 1905/06 Новый театр располагал наиб. радикальным репертуаром, будучи своего рода полит. клубом, спектакли к-рого часто перерастали в митинги. В 1907-15 и 1916-18 гастролировала по городам России и Европы. Снималась в кино (Лидия Берестовская в "Урагане страстей", 1916). С 1918, после поездки в США, жила и работала в Лондоне. Лит.: Беляев Ю. Д. Л. Б. Яворская: Критико-биогр. этюд. СПб., 1900; Юрьев Ю. М. Записки. Л.; М., 1963. Т. 2. А. А. Кириллов.
|