ДИДЛО (Didelot) Шарль Луи Фредерик (1767-1837), франц. танцовщик, балетм., педагог. Учился в Париже у Ж. Доберваля и Ж. Б. Лани. В 1801-11 и 1816-29 балетм. и рук. балетного отделения петерб. Театрального училища, танцовщик и гл. балетм. придворной труппы в СПб. Создал ок. 70 балетов. В числе лучших: "Психея и Амур" К. Кавоса (1809), "Ацис и Галатея" Й. Штарцера (1816) "Зефир и Флора" Ф. М. А. Венюа (1818), "Кавказский пленник, или Тень невесты", "Федра" Кавоса (1823 и 1825); ист.-героич. балеты - "Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники" Венюа (1817), "Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов" Кавоса (1819) и др. Преромантич. спектакли Д. обозначили новый этап в развитии балета: сюжет, намеченный пунктиром, не мешал развертыванию танц. полотна, но преобладали танцы действенные, а не дивертисментные. Балеты Д. - драм. произв. с ярко выраженной интригой. Пантомима была живой игрой, легко переходившей в танец, к-рый характеризовал героев и атмосферу действия. Деятельность Д. способствовала выдвижению рус. балета на одно из первых мест в Европе. У Д. танцевали М. И. Данилова, Е. И. Колосова, М. Н. Иконина, О. Пуаро, А. С. Новицкая, А. И. Истомина, Е. А. Телешова, А. А. Лихутина, Н. О. Гольц. Жил на углу Невского просп. и Троицкой (Рубинштейна) ул., 43/1. Лит.: Слонимский Ю. И. Дидло: Вехи творч. биографии. Л.; М., 1958; Его же. Балетные строки Пушкина. Л., 1974; Блок Л. Д. Классический танец: История и современность. М., 1987. С. 273-282, 401-433. Г. Н. Добровольская.
|