АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР (пл. Островского, 2), в 1832-1920 Александринский, с 1919 академич., с 1920 Петрогр. (Ленингр.) гос. академич. театр драмы (Акдрама, Госдрама), с 1937 им. А. С. Пушкина, с 1991 Рос. гос. академич. театр драмы им. А. С. Пушкина (Александринский театр). История театра восходит к 1756 (см. Русский для представления трагедий и комедий театр) и к указу 1759, по к-рому учреждена Рус. придворная (имп.) труппа, выступавшая на сценах Императорских театров. Ведущие актеры в 18 - нач. 19 вв.: Ф. Г. Волков, И. А. Дмитревский, Я. Д. Шумский, Т. М. Троепольская, П. А. Плавильщиков, С. Н. Сандунов, А. М. Крутицкий, Я. Е. Шушерин, А. С. Яковлев, В. Ф. Рыкалов, Е. С. Семенова, Я. Г. Брянский, В. А. Каратыгин, И. И. Сосницкий. С 1832 А. т. (в честь супруги имп. Николая I Александры Федоровны) - осн. сценич. площадка петерб. имп. драм. труппы. Первонач. здесь разыгрывались и оперные спектакли, периодически выступали нем. труппа и заруб. гастролеры. В 19 в. в труппе А. т. играли: Н. О. Дюр, В. Н. Асенкова, В. В. Самойлов, А. Е. Мартынов, В. В. Самойлова, П. В. Васильев, В. В. Стрельская, Н. Ф. Сазонов, М. Г. Савина, К. А. Варламов, В. Н. Давыдов, П. А. Стрепетова, Р.

Б. Аполлонский, В. П. Далматов, М. И. Писарев, В. А. Мичурина-Самойлова, М. В. Дальский, Ю. М. Юрьев, В. Ф. Комиссаржевская, Н. Н. Ходотов. Характерная черта исполнит. иск-ва А. т. - культ сценич. мастерства. Репертуар театра включал классич. и совр. рус. и европ. произв. всех жанров. Мн. пьесы, ставшие отеч. классикой, исполнялись здесь впервые: "Ревизор" Н. В. Гоголя (1836), "Каменный гость" (1847), "Скупой рыцарь" (1852) А. С. Пушкина, "Маскарад" М. Ю. Лермонтова (1852) и мн. др. Важное место занимали комедия и водевиль, способствовавшие совершенствованию актерской техники. Наиб. репертуарный драматург 2-й пол. 19 в. - А. Н. Островский. На рубеже 19-20 вв. под рук. дир. имп. театров князя С. М. Волконского и В. А. Теляковского в А. т. осуществлен ряд реформ, выразившихся в освоении Новой драмы, укреплении ин-та режиссуры (Е. П. Карпов, Ю. Э. Озаровский, А. А. Санин, А. Н. Лаврентьев, Н. В. Петров, А. Л. Загаров, Ю. Л. Ракитин и др.), обновлении принципов декор. иск-ва (художники объединения "Мир искусства"), достижении стилистич. единства постановок, привлечении исполнителей новых сценич. специализаций. Гл. роль в творч. достижениях театра этого периода принадлежит реж. В. Э. Мейерхольду (поставил в А. т. 20 спектаклей) и сотрудничавшему с ним худ. А. Я. Головину (лучшие спектакли: "Дон Жуан" Ж.-Б. Мольера, 1910; "Гроза" Островского, 1916; "Маскарад" Лермонтова, 1917). Труппу А. т. в нач. 20 в. пополнили актеры: П. В. Самойлов, К. Н. Яковлев, Е. И. Тиме, Б. А Горин-Горяинов, Л. С. Вивьен, Е. Н. Рощина-Инсарова, Я. О. Малютин, Е. П. Корчагина-Александровская. Период худож. рук. Юрьева (1922-28) ознаменовался постановочной деятельностью молодых реж. Петрова (дир. и худож. рук. в 1928-32), С. Э. Радлова (худож. рук. в 1936-38), Вивьена (худож. рук. в 1938-66), К. П. Хохлова и худ. В. В. Дмитриева, Н. П. Акимова, М. З. Левина, Б. М. Эрбштейна, И. М. Рабиновича. В 1924 для воспитания актерской смены при Акдраме открыт Театр-студия. Наиб. последовательно совр. сов. драматургию ставил Петров ("Бронепоезд 14-69" В. В. Иванова, "Чудак" и "Страх" А. Н. Афиногенова и др.) В 1930-40-х гг. режиссерский цех театра пополнили Б. М. Сушкевич (худож. рук. в 1932-36), В. П. Кожич, Б. А. Бабочкин, Н. С. Рашевская, А. А. Музиль, Г. М. Козинцев и др. Значит. событиями 1930-х гг. стали спектакли "Борис Годунов" Пушкина (1934), "Лес" Островского (1936), "Петр I" по А. Н. Толстому (1938) и др. В труппе театра актеры: В. Л. Юренева, Рашевская, Н. К. Симонов, Е. М. Вольф-Израэль, И. Н. Певцов, К. И. Адашевский, Бабочкин, А. Ф. Борисов, Н. К. Черкасов, К. В. Скоробогатов, В. В. Меркурьев, Ю. В. Толубеев, О. Я. Лебзак, Я. О. Малютин, Б. А. Фрейндлих. В 1941 театр эвакуирован в Новосибирск, с 1944 возобновил работу в Л. Лучшие спектакли 1950-70-х гг.: "Живой труп" Л. Н. Толстого (реж. Кожич и А. Н. Даусон, 1950), "Гамлет" У. Шекспира (реж. Козинцев, 1954), "Оптимистич. трагедия" В. В. Вишневского (реж. Г. А. Товстоногов, 1955), "На дне" М. Горького (реж. Вивьен и В. В. Эренберг, 1956), "Бег" М. А. Булгакова, "Маленькие трагедии" Пушкина (реж. Вивьен, 1958, 1962), "Добрый человек из Сычуани" Б. Брехта (реж. Р. Р. Суслович, 1962), "Перед заходом солнца" Г. Гауптмана (реж. Музиль, 1963), "Болдинская осень" Ю. М. Свирина, "Вишневый сад" А. П. Чехова (реж. Р. А. Горяев, 1969, 1972), "Зеленая птичка" К. Гоцци (реж. Н. М. Шейко, 1976), "Дети солнца" Горького, "Иванов" Чехова (реж. А. О. Сагальчик, 1976, 1978). В труппу театра вошли актеры: В. И. Честноков, И. О. Горбачев (в 1975-91 худож. рук. театра), Н. В. Мамаева, Н. Н. Ургант, Л. А. Чурсина, Г. Т. Карелина. В 1956-64 гл. худ. театра А. Ф. Босулаев, в 1973-90 - М. Ф. Китаев. В 1990-е гг. в театре воссоздана науч.-лит. часть, работавшая в 1930-х гг. Она осуществляет иссл., издат. и фестивальную деятельность (междунар. конференция "Полет "Чайки"" 1996, конференции, посвященные творчеству А. П. Сумарокова, Мейерхольда, Юрьева, Вивьена, Симонова, лаборатории совр. отеч. и заруб. драматургии и др.) С 1996 издается серия книг "Б-ка А. т.". Эксперим. работа ведется на Малой сцене театра ("Чердак Александринки"). Театр сотрудничает с реж. В. Е. Воробьевым, А. А. Праудиным, А. В. Галибиным, Г. М. Козловым, Р. В. Смирновым, Г. Р. Тростянецким, В. В. Фокиным. В труппе (2003): С. И. Паршин, Н. С. Мартон, В. Ф. Смирнов, К. А. Петрова, С. С. Смирнова, Н. В. Буров, А. Л. Баргман, А. В. Девотченко, И. Н. Волков, Н. В. Панина, Е. К. Зимина. В 1991-2003 дир. и худож. рук. Г. А. Сащенко, с 2003 худож. рук. В. В. Фокин, гл. реж. А. В. Галибин.
Здание А. т. (построено в 1828-32) - один из лучших пам. петерб. классицизма - центр грандиозного архит. ансамбля, созданного арх. К. И. Росси (Александринская, ныне Островского пл., ул. Зодчего Росси, пл. Ломоносова). Гл. фасад отмечен лоджией с 6 коринфскими колоннами, увенчан аттиком с лепными рельефами и колесницей Аполлона (скульп. С. С. Пименов). В нишах по сторонам лоджии гл. фасада - скульптуры Терпсихоры и Мельпомены, на заднем фасаде - Клио и Талии (восстановлены в 1932 скульп. И. В. Крестовским). Боковые фасады украшены 8-колонными портиками. Зрит. зал на 1102 места.
Лит.: Альтшуллер А. Я. Театр прославленных мастеров: Очерки истории Александрин. сцены. Л., 1968; Ленинградский государственный ... академический театр драмы им. А. С. Пушкина. Л., 1983. А. А. Кириллов.