Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации //

АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР (пл. Островского, 2), в 1832-1920 Александринский, с 1919 академич., с 1920 Петрогр. (Ленингр.) гос. академич. театр драмы (Акдрама, Госдрама), с 1937 им. А. С. Пушкина, с 1991 Рос. гос. академич. театр драмы им. А. С. Пушкина (Александринский театр). История театра восходит к 1756 (см. Русский для представления трагедий и комедий театр) и к указу 1759, по к-рому учреждена Рус. придворная (имп.) труппа, выступавшая на сценах Императорских театров.
Наука. Образование // Учебные заведения //

АННЕНШУЛЕ, уч-ще при Лютеранской церкви Святой Анны (Кирочная ул., 8а). В 1722 по решению сподвижника Петра I Я. В. Брюса при церк. общине начато систематич. обучение детей элементарной грамоте на нем. яз. с постройкой в будущем отдельного здания для школы. Открытие состоялось 3.1. 1736. Первый преподаватель и рук. А. - пастор Л. Шаттнер. С постепенным расширением уч. программы и введением в преподавание рус. яз. в 1780 А. приравнена к 6-классным нар. уч-щам.
Наука. Образование // Персоналия //

БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975), философ, филолог. В 1913-16 слушал лекции в Новорос. ун-те (Одесса), в 1916-18 в Петрогр. ун-те. Участвовал с Н. М. Бахтиным, М. И. Лопатто, Л. В Пумпянским, Н. Э. и С. Э. Радловыми в кружке "Omphalos", посещал заседания Религ.-филос. об-ва. В 1918 переехал в Невель, вернулся в Л. в мае 1924.
Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации //

МАЛЫЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - ТЕАТР ЕВРОПЫ (МДТ) (ул. Рубинштейна, 18). Создан в 1944 в блокадном Л. как обл. передвижной театр, с 1956 стационарный в нынешнем здании. С 1992 чл. Союза европ. театров, с 1993 академич., с 1998 в статусе Театра Европы, с 2003 федерального подчинения.
Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации //

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР, гос. академич. театр оперы и балета (Театральная пл. 1), ведет свою историю от созданной в 1783 придворной рус. труппы "не для одних комедий и трагедий, но и для оперы". К этому времени придворному ведомству принадлежали итал. опера, франц. оперно-драм. труппа, балет и 2 оркестра.
Топография города // Городская сеть //Улицы //

НЕКРАСОВА УЛИЦА (до 1918 Бассейная ул.) между Литейным и Греческим проспектами. Названа в честь Н. А. Некрасова. Возникла в 1-й трети 18 в., вела к бассейнам, отрытым для подачи воды к фонтанам Летнего сада (отсюда прежнее назв.). На месте бассейнов в 1885 разбит Греческий (Некрасовский) сквер.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

РАДЛОВ Сергей Эрнестович (1892-1958), режиссер, педагог, засл. деят. иск-в РСФСР (1940). Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1916). В 1913-17 участник петерб. Студии В. Э. Мейерхольда на Бородинской ул., сотрудник журнала "Любовь к трем апельсинам". В 1918-19 работал в Петрогр. отделении Театр. отдела Наркомпроса, в культ.-массовых орг-циях Петрогр. ВО и Балт. флота, в организованном им Театре эксперим. постановок (1918), в Драм. театре Госнардома, в театре "Студия" (1919).
Наука. Образование // Учебные заведения //

ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА AKAДЕМИЯ С.-Петербургская государственная (СПбГАТИ; Моховая ул., 34 и 35), творч. вуз, образованный в ходе многочисл. преобразований и переименований.
Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации //

ТЕАТР ДРАМАТИЧЕСКИЙ. Первые попытки организации регулярного публ. театра в СПб. - спектакли театра сестры царя Петра I царевны Натальи Алексеевны (с 1714). В СПб. также гастролировали разл. заруб. труппы, как, напр., труппа И.-К. Эккенберга (с 1719). С 1730-х гг. заруб. труппы вошли в систему рус. придворного театра, выступая на пост. основе. В 1756 указом имп. Елизаветы Петровны в СПб. учрежден первый рус. проф. публ. театр (см. Русский для представления трагедий и комедий театр).
Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации //

ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ (Итальянская ул., 13.). Создан на базе ленингр. и харьковской опереточных трупп. Открылся в 1929 опереттой "Холопка" Н. М. Стрельникова (дирижер Н. Спиридонов, реж. А. Н. Феона). Первонач. спектакли проходили на сцене Нар. дома на Петрогр. стороне (впоследствии к/т "Великан"). Наряду с классикой (И. Кальман, И. Штраус, Ж. Оффенбах) большое место занимали оперетты сов. композиторов ("Золотая долина" И. О. Дунаевского, "Свадьба в Малиновке" Б. А. Александрова).
Население // Городской быт //

ЦИРК. Возникновению Ц. в СПб. предшествовали традиц. рус. «забавы» и «потехи» с использованием дрессированных
животных. В первые годы существования города в нем появились мастера «медвежьей потехи» («медвежьей комедии»): в
представлениях участвовали дрессированные медведи, а их дрессировщики брали на себя роль клоуна или борца со зверем. В
кон. 1-й четв. 18 в. начались первые выступления «конных штукарей» – дрессировщиков лошадей и наездников.