КОМИССАРЖЕВСКОЙ ТЕАТР ("Драматич. театр. Дирекция В. Ф. Комиссаржевской", "Драматич. театр В. Ф. Комиссаржевской"), частный театр. Осн. в 1904 В. Ф. Комиссаржевской. В 1904-06 работал в помещении "Пассажа" на Итальянской ул., 19 (мем. доска), в 1906-09 - на Офицерской (ныне Декабристов) ул., 39. Гл. партнерами Комисаржевской в "Пассаже" были близкие ей по сценич. специализации актеры-"неврастеники" К. В. Бравич и П. В. Самойлов. Основу репертуара составляли пьесы М. Горького и драматургов-"знаньевцев" (С. А. Найденова и Е. Н. Чирикова). Представления горьковских пьес "Дачники" (1904) и "Дети солнца" (1905) вызывали острые реакции зала. Пост. пьес Г. Ибсена, Г. Гауптмана, А. Стриндберга, А. П. Чехова не стали значит. худож. событиями. В лучшем случае Комиссаржевская солировала (напр., Нора в "Кукольном доме" и Гильда в "Строителе Сольнесе" Ибсена), исчерпывая худож. значение спектаклей индивидуальной игрой. Постановочная практика театра (реж. Н. А. Попов, И. А. Тихомиров, Н. Н. Арбатов, А. П. Петровский) была эпигонской по отношению к внеш. бытовой стороне спектаклей раннего МХТ. С переездом театра на Офицерскую ул. и приглашением в качестве гл. реж. В. Э. Мейерхольда худож. практика изменилась. Мейерхольд продолжил символистские стилизаторские искания, начатые им в 1905 в Театре-студии МХТ, усилил труппу своими соратниками по "Т-ву новой драмы", привлек чл. худож. объединения "Голубая роза" (Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина и др.), переориентировал театр на символистскую драматургию (гл. обр. М. Метерлинка), ужесточил требования к декорат. образности всех выразит. средств, выдвинул задачу синтеза единого худож. целого спектакля. Новаторская деятельность режиссера противоречила премьерству Комиссаржевской и психологич. природе ее игры, что и обусловило увольнение Мейерхольда хозяйкой театра (1907). Лучшие постановки этого периода либо вообще не включали Комиссаржевскую ("Балаганчик" по пьесе А. А. Блока, 1906; "Жизнь человека" Л. Н. Андреева, 1907), либо являлись режиссерской стилизацией ее экстатич. игры в декорат. раме спектакля (Беатриса - "Сестра Беатриса" Метерлинка, 1906). После увольнения Мейерхольда спектакли ставили молодые реж. Н. Н. Евреинов и Ф. Ф. Комиссаржевский, еще не способные выдвинуть зрелую худож. программу. Театр утратил свою актуальность и был закрыт хозяйкой в 1909. Лит.: Рудницкий К. Л. Русское режиссерское искусство, 1898-1907. М., 1989; Громов П. П. Ранняя режиссура В. Э. Мейерхольда // Громов П. П. Написанное и ненаписанное. М., 1994. С. 13-117. А. А. Кириллов.
|