Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

АУЭР Леопольд (1845-1930), скрипач, педагог, дирижер, ученик Й. Иоахима. Выходец из Австро-Венгрии. В СПб. в 1868-1917. Во время гастролей в Лондоне познакомился с А. Г. Рубинштейном и был приглашен преподавать в петерб. Консерватории (проф. с 1868); солист и дирижер симф. собраний Русского музыкального общества, солист балетного оркестра Мариинского театра и Имп. двора. Для А. сочиняли П. И. Чайковский, А. С. Аренский, А. К. Глазунов, С. И. Танеев.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ЕВРЕИНОВ Николай Николаевич (1879-1953), драматург, режиссер, теоретик и историк театра. В СПб. жил в 1892-1925. Окончил Уч-ще правоведения (1901), учился по классу теории композиции у Н. А. Римского-Корсакова в Консерватории (с 1901). В 1901-10 служил в Мин-ве путей сообщения, в 1906 ред. газ. "Новый путь", писал пьесы.
Искусство // Музыка, театр //Эстрада, кабаре, варьете //

КАБАРЕ (франц. cabaret - кабачок), в нач. 20 в. - лит.-артистич. кабачки, места встреч поэтов, музыкантов, актеров, художников и др. деятелей культуры. В СПб. создавались по образцу парижских К. кон. 19 - нач. 20 вв. Первыми в 1908 открыты К. "Лукоморье" (рук. В. Э. Мейерхольд) и "Кривое зеркало" (рук.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

КОМИССАРЖЕВСКАЯ Вера Федоровна (1864, СПб. - 1910), актриса. Cестра Ф. Ф. Комиссаржевского. Училась в Москве у отца, оперного певца и педагога Ф. П. Комиссаржевского, в оперном классе при Об-ве иск-ва и лит-ры, участвовала в оперных и драм. спектаклях Об-ва (1890-91). На проф. сцене с 1893. В СПб. впервые выступила в 1894 в летнем театре в Озерках. В 1896-1902 работала в Александринском театре, в 1904 открыла свой Драм. театр (см. Комиссаржевской театр), к-рый просуществовал до 1909.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

КОМИССАРЖЕВСКИЙ Федор Федорович (1882-1954), режиссер, театр. педагог. Сын оперного певца и педагога Ф. П. Комиссаржевского, брат актрисы В. Ф. Комиссаржевской. В СПб. жил с раннего детства до 1910. Окончил архит. отделение АХ. С 1904 один из пайщиков и чл. дирекции Комиссаржевской театра, для к-рого переводил пьесы А. Стриндберга, Г. Бара, К. Гамсуна, Ф. Грильпарцера, К. Гольдони. В 1906-07 зав. постановочной частью, в 1907-09 один из режиссеров этого театра.
Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации //

КОМИССАРЖЕВСКОЙ ТЕАТР ("Драматич. театр. Дирекция В. Ф. Комиссаржевской", "Драматич. театр В. Ф. Комиссаржевской"), частный театр. Осн. в 1904 В. Ф. Комиссаржевской. В 1904-06 работал в помещении "Пассажа" на Итальянской ул., 19 (мем. доска), в 1906-09 - на Офицерской (ныне Декабристов) ул., 39. Гл. партнерами Комисаржевской в "Пассаже" были близкие ей по сценич. специализации актеры-"неврастеники" К. В. Бравич и П. В. Самойлов.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ПЕВЦОВ Илларион Николаевич (1879-1934, Л.), актер, педагог, нар. арт. РСФСР (1932). Окончил драм. курсы Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва (1902). В 1902-15 работал гл. обр. в провинции. В 1902-05 в Труппе рус. драм. артистов под управлением А. С. Кошеверова и В. Э. Мейерхольда (с 1903 Т-во новой драмы), в 1905 в Театре-студии МХТ. В 1915-18 ведущий актер Моск. драм. театра Суходольских (в 1919-20 Гос. Показательный театр ТЕО Наркомпроса).
Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации //

ТЕАТР ДРАМАТИЧЕСКИЙ. Первые попытки организации регулярного публ. театра в СПб. - спектакли театра сестры царя Петра I царевны Натальи Алексеевны (с 1714). В СПб. также гастролировали разл. заруб. труппы, как, напр., труппа И.-К. Эккенберга (с 1719). С 1730-х гг. заруб. труппы вошли в систему рус. придворного театра, выступая на пост. основе. В 1756 указом имп. Елизаветы Петровны в СПб. учрежден первый рус. проф. публ. театр (см. Русский для представления трагедий и комедий театр).
Искусство // Музыка, театр //Эстрада, кабаре, варьете //

ТЕАТРЫ-КАБАРЕ, широко распространились в СПб. с 1908, став значит. явлением жизни и иск-ва предрев. десятилетия. Создавались по образцу зап.-европ. Т.-к. с использованием нек-рых форм отеч. артистич. быта и досуга (напр., "капустников"). Возникнув как места встреч худож. интеллигенции, трансформировались в зрелищные пр-тия для широкой публики, являясь одной из форм Театров миниатюр.