ФИЛАРМОНИЯ С.-Петербургская академическая им. Д. Д. Шостаковича, старейшая гос. концертная орг-ция. Создана в 1921 на основе быв. Придворного оркестра (до 1896 Придворного музыкантского хора, сформированного в 1882 из упраздненных музыкантских хоров Кавалергардского и л.-гв. Конного полков), его муз. б-ки и Муз.-ист. музея (коллекции, собиравшейся бароном К. К. Штакельбергом с 1882 и существовавшей с 1900 как Музей Придворного оркестра). Первонач. Ф. объединяла Гос. оркестр (быв. Придворный оркестр), фп. квинтет, хоры быв. Придворной Капеллы и А. А. Архангельского. Осенью 1921 хор Архангельского передан в ведение Политпросвета, в 1922 Капелла стала самостоят. учреждением, а место квинтета занял струнный квартет им. А. К. Глазунова (до 1941). Ф. получила неск. зданий, в т. ч. быв. Дворянского собрания (Михайловская ул., 2). До 1929 как академич. (c 1922) орг-ция Ф. подчинялась Худож. отделу Главнауки, в 1929-31 - Гос. концертному об-ву "Софил", в 1931-35 - Гос. объединению муз.-эстрадных и цирковых пр-тий, с 1936 - Всес. к-ту по делам иск-в при СНК СССР, с 1956 - Мин-ву культуры СССР, с 1991 - Мин-ву культуры РФ. В 1936-41 в Ф. состоял Оркестр рус. нар. инструментов им. В. В. Андреева (осн. им. в 1888). В 1946 исполнит. состав Ф. пополнил Квартет им. С. И. Танеева. В 1953 вторым симф. оркестром Ф. стал быв. оркестр Ленингр. Радиок-та (осн. в 1931). В 1962 начал регулярно выступать Камерный оркестр Ф. (рук. Л. Н. Шиндлер). В 1975 Ф. присвоено имя Д. Д. Шостаковича.
Ф. была организована с целью муз. просвещения и поддержки эталонного уровня исполнит. иск-ва. В 1925 при Ф. открыто изд-во, печатавшее "программы": небольшие статьи или сб. материалов к концертам. При Ф. работали крупнейшие музыковеды: А. В. Оссовский, Б. В. Асафьев, И. И. Соллертинский. Устраивались тематич. циклы, лекции-концерты, бесплатные выездные концерты, в т. ч. в парках культуры и отдыха, на з-дах, с 1925 появились абонементы. Эталонность осуществлялась строгим отбором приглашаемых исполнителей - солистов, дирижеров, ансамблей и оркестров, - и высочайшим мастерством собств. Академич. симф. оркестра (с 1934 засл. коллектив Республики), до нач. 1980-х гг. - лучшего в СССР и одного из 10 лучших оркестров мира. Дирижеры, определившие творч. облик оркестра - Э. Купер (первый дир. Ф.), Н. А. Малько (1926-29), А. В. Гаук (1930-33), Ф. Штидри (1933-37), Е. А. Мравинский (1938-88), Ю. Х. Темирканов (с 1988). В 1941-60 в Ф. работал К. Зандерлинг. Симф. (2-м) оркестром Ф. руководили Н. С. Рабинович (1952-60), А. К. Янсонс (1961-68), Темирканов (1968-88), А. С. Дмитриев (с 1988). Осн. концертные площадки: Большой зал (в 1939 перестроен, 1318 мест), в 1922 - нач. 1930-х гг. - Малый зал им. Л. ван Бетховена (в "портретном фойе" осн. здания, 375 мест) в 1930-х гг. - Малый зал им. Глазунова Ленингр. Консерватории, с 1949 - Малый зал им. М. И. Глинки (в доме Энгельгардта, Невский просп., 30, перестроен арх. В. А. Каменским, 480 мест).
Лит.: Ленинградская филармония: Ст. Воспоминания. Материалы / Сост. В. С. Фомин. Л., 1972. А. Л. Порфирьева.