Богданов И. А.
Витебский вокзал и Царскосельская железная дорога // Новый журн., 2002
библиографические ссылки встречаются в следующих статьях энциклопедии
Городское хозяйство
//
Транспорт
//
Вокзалы, ж/д транспорт
//
ВИТЕБСКИЙ ВОКЗАЛ (быв. С.-Петербургский, Царскосельский, вокзал Моск.-Виндаво-Рыбинской жел. дороги, Детскосельский)
(Загородный просп., 52). Дерев. здание вокзала Царскосельской железной дороги сооружено в авг.-сент. 1837 (арх. К. А. Тон) близ пересечения Загородного просп. с Введенским кан. 30.10.1837 от его перрона отошел первый в России поезд. В 1849-51 на этом месте построено кам. здание вокзала (арх. Тон, в 1870-х гг. перестроено, в нач. 20 в. разобрано).
Городское хозяйство
//
Транспорт
//
Вокзалы, ж/д транспорт
//
ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
, первая жел. дорога России (до 1851 - единств. в стране, 6-я в мире), связывала СПб. и Царское Село. Стр-во началось 1.5.1836 (проект австр. инж. Ф. А. Герстнера), открыта 30.10.1837. В этот день поезд преодолел 23 км от СПб. до Царского Села за 35 мин. Вначале поезда ходили на конной тяге и только по воскресеньям - на паровой. Полностью на паровую тягу дорога перешла 4.4.1838. На участке от СПб. до Павловска (27 км) дорога открыта 22.5.1838.