Городское хозяйство // Транспорт //Вокзалы, ж/д транспорт // Витебский вокзал


Витебский вокзал

ВИТЕБСКИЙ ВОКЗАЛ (быв. С.-Петербургский, Царскосельский, вокзал Моск.-Виндаво-Рыбинской жел. дороги, Детскосельский) (Загородный просп., 52). Дерев. здание вокзала Царскосельской железной дороги сооружено в авг.-сент. 1837 (арх. К. А. Тон) близ пересечения Загородного просп. с Введенским кан. 30.10.1837 от его перрона отошел первый в России поезд. В 1849-51 на этом месте построено кам. здание вокзала (арх. Тон, в 1870-х гг. перестроено, в нач. 20 в. разобрано). Ныне существующее 2-этажное здание В. в. возведено в 1901-04 (арх. С. А. Бржозовский, С. И. Минаш) в стиле раннего модерна, увенчано оригинальным купольным завершением, в его комплекс включена часовая башня, на фронтоне огромные полуциркульные окна и декорат. барельефы. В одном из залов В. в. стены украшены картинами, посвященными истории Царскосельской ж. д. (худ. Н. С. Самокиш и Е. П. Самокиш-Судковская). В 1987 на одной из платформ В. в. в спец. стеклянном павильоне установлен макет поезда с паровозом "Проворный", совершившего в 1837 первый в России рейс из СПб. в Царское Село. В. в. принимает и отправляет поезда юж. направления. Рядом с В. в. - ст. метро "Пушкинская".
Лит.: Богданов И. А.
Витебский вокзал и Царскосельская железная дорога // Новый журн. 2002. № 2. С. 157-192. И. А.
Богданов.

ПЕРСОНЫ


БИБЛИОГРАФИЯ


АДРЕСА