ДЕКОРАТИВНО-МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА. Иск-во монументальной скульптуры ведет историю со времени Петра I, первые его образцы появились в СПб. (Летний сад, пригородные резиденции). Эти произв., выполненные итал., голл., нем. мастерами, носили преим. дидактич. характер, изображали античные божества, олицетворения природных стихий, добродетелей, пороков, темпераментов. Монументальные рельефы: Петровские ворота (скульп. К. Оснер); фасады Летнего дворца (скульп. А. Шлютер); ступени Большого каскада, (скульп. Б. К. Растрелли) в символич. форме отражали события Сев. войны 1700-21. В числе первых декорат. скульптур работы рус. мастеров - медная статуя Нептуна в Нижнем парке Петергофа (1716, отливка М. Арнольта). В елизаветинское время декорат. орнаментальные рельефы, скульптура и вазы - неотъемлемая часть убранства дворцов барокко (Строгановский дворец, Шувалова И. И. дворец, Зимний дворец и др.). Высоким мастерством отличались работы лепщика И. Дункера, пом. Ф. Растрелли, работавшего в России с 1743. В 18 в. в осн. сложились комплексы парковой декорат. скульптуры в парках Петродворца, Ораниенбаума, Царского Села, Павловска, Гатчины. В нач. 19 в.
Д.-м. с. играет важную смысловую роль в крупных градостроит. ансамблях: изваяния рек и морских божеств в ансамбле Стрелки Васильевского острова, скульптуры Горного института, Казанского собора. Богатое скульпт. убранство Гл. Адмиралтейства (сохр. частично) символизировало триумф России как великой мор. державы. Декорат. скульптура аллегорич. содержания, как правило, украшала портики зданий эпохи классицизма, широко были распространены фигуративные рельефы в простенках и над окнами, замковые камни с масками Горгоны и львиными мордами. Кам. скульптуру рубили из известняка и гранита артели С. К. Суханова (фигуры у Ростральных колонн, Казанского собора), Г. Балушкина (атланты Нового Эрмитажа, по модели А. И. Теребенева). Мастерская Трискорни в 1810-х гг. ставила мраморные декорат. скульптуры (Диоскуры у Манежа; львы у Лобанова-Ростовского дома). Интересно скульпт. убранство мостов и пристаней: пристань у Академии художеств (1832-34, К. А. Тон, сфинксы Аменхотепа 3-4 в. до н. э.); ограда с 29 львами Кушелевых-Безбородко усадьбы на совр. Свердловской наб. (сер. 19 в.); Банковский мост, Львиный мост, Египетский мост, Аничков мост, пристани со львами и вазами на Адмиралтейской наб.
Садово-парковая скульптура 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. имеет исключительно декорат. характер, по камерности форм приближаясь к станковой. В сов. время декорат. скульптурой украшали парки культуры и отдыха, дет. площадки, спорт. сооружения (работы Е. А. Янсон-Манизер в ЦПКиО, 1936; Ц. А. Дивеевой в Московском парке Победы, 1953). Сложился стереотип многократно тиражированных "девушек с веслом" и "пионеров с горном". С 1990-х гг. в СПб. произошел всплеск украшательства декорат. скульптурой центр. р-нов города ("Городовой" на М. Конюшенной ул., "Остап Бендер" на Итальянской ул., "Кошки", "Собака" и "Фотограф" на М. Садовой ул.), что входит в противоречие с ист. ансамблями.
Лит.: Люлина Р. Д., Раскин А. Г., Тубли М. П. Декоративная скульптура садов и парков Ленинграда и пригородов XVIII-XIX вв. Л., 1981; Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда / Сост. Е. В. Плюхин, А. Г. Раскин. Л., 1991. Ю. М.
Пирютко.