Архитектура // Мосты //

БИРЖЕВОЙ МОСТ (в 1922-89 мост Строителей), через исток р. М. Нева, соединяет Биржевую пл. (отсюда назв.) с Мытнинской наб. Здесь в 1893-94 был построен 25-пролетный дерев. трапецеидально-подкосный мост со средним разводным пролетом (инж. Н. М. Мазуров). В 1930 и 1937 расширялся, пролетные строения заменены на металлические. Совр. мост построен в 1957-60 ниже старого (инж.
Городское хозяйство // Жилищно-коммунальное хозяйство //

ГОСТИНИЦЫ. В первые годы существования СПб. приезжие останавливались на постоялых дворах, в трактирах или у знакомых. С развитием торговли появились гостиные дворы, при к-рых селились купцы. Одной из первых Г. в СПб. была "Большая гостиница Париж", открытая в 1804 на М. Морской ул., 23/8. В 19 в. стали появляться недорогие Г., а также меблированные комнаты, б. ч. в центре города. В 1821 вышло "Положение о Г., ресторанах, кофейных домах, трактирах и харчевнях".
Архитектура // Мосты //

ГРЕНАДЕРСКИЙ МОСТ (быв. Сампсониевский), через Б. Невку, соединяет ул. Чапаева и Петроградскую наб. (лев. берег Б. Невки) с Гренадерской ул. и Выборгской наб. Назв. от соседних казарм л.-гв. Гренадерского полка. Наплавной Г. м. наводился с 1758 у Б. Вульфовой (ныне Чапаева) ул. и М. Сампсониевского просп., к 1806 он был переведен вверх по реке на место Сампсониевского моста, а на его месте устроен перевоз.
Архитектура // Мосты //

ЕГИПЕТСКИЙ МОСТ, через р. Фонтанку, на Лермонтовском просп. Построен в 1825-26 (инж. В. А. Христианович, В. К. Треттер). Цепной 1-пролетный мост с богатым архит. оформлением в "египетском стиле"; на въездах 4 чугунных сфинкса с фонарями на головах (скульп. П. П. Соколов). 20.1.1905 при проходе эскадрона л.-гв. Конно-гренадерского полка в результате резонанса мост обрушился. Вместо него против пер. Усачева сооружен в 1905 врем. дерев. мост (разобран в 1956).
Архитектура // Мосты //

КАМЕННООСТРОВСКИЙ МОСТ (в просторечии Бетанкуровский), через р. М. Невку, соединяет Аптекарский и Каменный о-ва по трассе Каменноостровского просп. В 1760 здесь был наведен 4-й в СПб. плашкоутный мост (арх. А. Вист). В 1812-13 возведен 1-й в России дерев. арочный мост (инж. А. А. Бетанкур). Имел 7 пролетов, в 1833 капитально отремонтирован (инж. П. П. Базен) с сохранением конструкций и укреплением свайных опор чугунными муфтами (работа ниже горизонта воды шла в спец. кожаных мешках).
Архитектура // Мосты //

КАНТЕМИРОВСКИЙ МОСТ, через Б. Невку, соединяет просп. Медиков на Аптекарском о. с Выборгской наб. и Кантемировской ул. (отсюда назв.) на Выборгской стороне. Сооружен в 1979-82 (инж. Б. Н. Брудно, Б. Б. Левин, арх. А. В. Говорковский, В. М. Иванов) на месте существовавшего с нач. 19 в. перевоза.
Архитектура // Мосты //

ТУЧКОВ МОСТ (Тючьков; Никольский), через М. Неву. Соединяет 1-ю линию В. О. с Большим просп. П. С. Назв., по одним источникам, от соседних лесных складов купца А. Тучкова, финансировавшего стр-во моста, по др. - от имени инж. А. В. Тучкова, строившего мост в 18 в. Здесь, в створе Малого просп. В. О., с кон. 1750-х гг. наводился плашкоутный мост, имевший свайную эстакаду через мелководный проток.
Архитектура // Мосты //

УШАКОВСКИЙ МОСТ (до 1952 Строгановский, от соседней дачи графа А. С. Строганова; ранее 2-й Каменноостровский), через Б. Невку, соединяет Каменноостровский просп. и ул. Акад. Крылова. Переим. в память адм. Ф. Ф. Ушакова. В 1786 здесь наведен наплавной плашкоутный мост. Между 1847 и 1853 построен многопролетный дерев. ригельно-подкосный мост с разводным пролетом. В 1906-07, 1911 и 1935 перестраивался, после реконструкции 1953-55 (инж.