Наука. Образование // Музеи //

АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ МУЗЕЙ научно-исследовательский (Университетская наб., 17), старейший худож. музей России. Осн. И. И. Шуваловым в 1757 как собрание образцов для копирования учениками рисовального и скульпт. классов АХ. Первонач. коллекции музея состояли из произв. зап.-европ. живописи, собрания слепков, работ уч-ся АХ, удостоенных медалей и выполненных на звание академика или профессора. В 1862 музей получил в дар коллекцию графа Н. А. Кушелева-Безбородко.
Наука. Образование // Научные и проектные учреждения //
Наука. Образование // Учебные заведения //

АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ (Университетская наб., 17), высшее гос. учреждение в области изобразит. иск-в и архитектуры, а также высшая худож. школа. Учреждена решением Сената от 6.11.1757 по проекту графа И. И. Шувалова, ставшего ее "первым гл. директором", как "Академия трех знатнейших художеств", закрытое уч. заведение с отделениями живописи, скульптуры и архитектуры. Классы открылись в 1758 и первый выпуск состоялся в 1762 при А. Ф. Кокоринове.
Наука. Образование // Персоналия //

БЕЛЕЛЮБСКИЙ Николай Аполлонович (1845-1922, Л.), инженер и ученый в области строит. механики и мостостроения. Окончил Петерб. ин-т инженеров путей сообщения (1867), проф. этого ин-та (с 1873). Преподавал также в Горном ин-те, на Жен. политехн. курсах. По его проектам и под его рук. построены мн. ж.-д. и шоссейные мосты и тоннели в России.
Архитектура // Архитектурные памятники //Архитектурные ансамбли //

БОЛЬШОЙ КАСКАД, осн. сооружение в системе фонтанов и каскадов Петергофа, расположен на сев. склоне берегового уступа (глинта) перед Большим дворцом, обращен в сторону Нижнего парка. Сооружен в 1715-24 (арх. И. Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти, М. Г. Земцов), первонач. скульпт. убранство (позолоч. свинец) выполнили скульп. М. К. Растрелли, Ф. П. Вассу, Г. К. Оснер. Фонтан "Самсон", как пам. победе при Полтаве (в день св. Сампсония), открыт в 1735 (скульп.
Топография города // Городская сеть //Набережные //

ДВОРЦОВАЯ НАБЕРЕЖНАЯ (с 1738 Верхняя Набережная ул., 1-я Верхняя наб., в 1740-90-х гг. Миллионная наб., в 1923-44 наб. Девятого Января, в память о событиях "Кровавого воскресенья" 1905), на левом берегу р. Невы, от р. Фонтанки до Дворцового проезда, пересекает Суворовскую пл., соединена Дворцовым мостом с Васильевским о. и Троицким мостом с Петроградской стороной. Создавалась с 1715.

ЕЛАГИН ДВОРЕЦ (Елагин о., 4), пам. архитектуры ампира, построен в 1780-х гг. для И. П. Елагина, перестроен в 1818-22 (арх. К. И. Росси) для имп. Марии Федоровны. До 1917 одна из летних резиденций лиц имп. фамилии. Двухэтажное прямоугольное в плане здание поднято на стилобат, образующий обходную террасу. Зап. фасад отмечен тремя портиками коринфского ордера. К парадному входу ведут пологие пандусы и широкая лестница, украшенная чугунными фигурами львов (скульп. И. П. Прокофьев).
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

КАЗАНСКИЙ СОБОР, собор иконы Казанской Божией Матери (Казанская пл., 2), пам. архитектуры классицизма. В 1733-37 на этом месте выстроена кам. 3-придельная ц. Рождества Богородицы с высокой колокольней (арх. М. Г. Земцов), куда была торжественно перенесена икона Казанской Божией Матери (кон. 16 в.). В 1773 в этой церкви венчался цесаревич Павел Петрович; здесь отмечались мн. победы рос. армии. В кон. 18 в. храм получил статус собора.
Топография города // Зеленые пространства //Парки //

НИЖНИЙ ПАРК, осн. часть дворцово-паркового ансамбля Петергофа, расположен ниже берегового уступа (отсюда назв.), простирается до берега Финского зал. Пл. 102,5 га. Один из лучших образцов регулярного паркостроения России. Разбит в 1710-24 по плану царя Петра I, реконструирован в 1730-40-х гг. (арх. И. Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, М. Г. Земцов, садовые мастера Л. Гарнихфельт, А. Борисов и др.). Н. п. разделен Большим кан. на зап. и вост. части.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ПИМЕНОВ Степан Степанович (1784, СПб. - 1833, там же), скульптор. Отец Н. С. Пименова. Учился в АХ (1795-1803) у М. И. Козловского и И. П. Прокофьева. Акад. (1807); преподавал в АХ (1809-30, проф. с 1814). Зав. скульпт. частью Имп. фарфорового з-да (1809-30). Мастер монумент.-декорат. и мелкой фарфоровой пластики.
Архитектура // Архитектурные памятники //
Городское хозяйство // Транспорт //Морской транспорт //

ПРИСТАНИ. Сооружения для причаливания судов возводились в СПб. с первых лет его существования. Их расположение было связано с размещением торг. амбаров - буянов. Дерев. П. имелись в 19 в. у хлебных амбаров на Калашниковской (ныне Синопской) наб. Стр-во гранитных набережных Невы обусловило сооружение капитальных П. и спусков к воде, многие из к-рых являются памятниками архитектуры и инж. иск-ва.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ПРОКОФЬЕВ Иван Прокофьевич (1758, СПб. - 1828, там же), скульптор и рисовальщик. Учился в АХ (1764-79) у Н. Ф. Жилле и Ф. Г. Гордеева. Пенсионер АХ в Париже (1779-84), где работал под рук. П. Жюльена. С 1784 руководил скульпт. и медальерным классами в АХ (среди учеников - И. П. Витали, Ф. П. Толстой); акад. (1785). Один из основоположников классицизма в рус. скульптуре.