Наука. Образование // Музеи //

БЛОКА А. А. МУЗЕЙ-КВАРТИРА (ул. Декабристов, 57), филиал Гос. музея истории СПб. Открыт в 1980 к 100-летию со дня смерти поэта в быв. доходном доме М. Е. Петровского (1874-75, арх. М. Ф. Петерсон), где А. А. Блок поселился в 1912 и прожил последние 9 лет жизни. Экспозиция создана на основе собрания личных вещей Блока, хранившихся в Ин-те рус. лит-ры РАН (Пушкинский Дом), и коллекции Н. П. Ильина (ок. 7000 экспонатов).
Топография города // Городская сеть //Улицы //

ВВЕДЕНСКАЯ УЛИЦА, между Большим просп. П. С. и Кронверкским просп. В 1730-90-х гг. именовалась 2-й Введенской ул., в 1923-44 - ул. Розы Люксембург (в честь деятельницы герм. с.-д. движения), в 1944-91 - ул. Олега Кошевого (в честь участника подпольной орг-ции "Молодая гвардия"). Проложена в 1730-х гг. в слободе Белозерского пех. полка. На углу с Б. Пушкарской ул. стояла Введенская церковь (отсюда назв.; снесена в 1932). В 1849 сооружен д. 2 (арх. А. П. Гемилиан), в 1879 - д. 4 (арх.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ВЕРЕЙСКИЙ Георгий Семенович (1886-1962, Л.), график, д. ч. АХ СССР (1949), нар. худ. РСФСР (1962). Учился в Харькове и в Новой худож. мастерской в СПб. (1913-16) у М. В. Добужинского, Б. М. Кустодиева, А. П. Остроумовой-Лебедевой; в 1912 окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та. С 1915 чл. объединения "Мир искусства". Преподавал в Высшем ин-те фотографии и фототехники (с 1918), Центр. уч-ще техн. рисования (1918-19), ВХУТЕМАСе (1921-23). В 1918-30 хранитель отдела гравюр Гос. Эрмитажа.
Литература. Книжное дело // Персоналия //
Наука. Образование // Персоналия //

ГОЛЛЕРБАХ Эрих Федорович (1892, Царское Село - 1942), искусствовед, литературовед, библиофил. В 1911-17 учился в Психоневрологич. ин-те, на физ.-матем. и ист.-филол. ф-тах Петрогр. ун-та. В 1921-24 науч. сотрудник Рус. музея, с 1923 зав. худож. отделом Петрогр. отделения Госиздата. Один из организаторов и пред. Ленингр. об-ва библиофилов (1923-26).
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ГРИГОРЬЕВ Борис Дмитриевич (1886-1939), живописец. Учился в Строгановском уч-ще у Д. А. Щербиновского (1903-07), в АХ у А. А. Киселева и Д. Н. Кардовского (1907-13) и в академии Гранд Шомьер в Париже (1911). В 1907-19 жил в СПб.-П. Был близок к кругу петерб. художников и поэтов кубо-футуристов, хотя в своем творчестве избегал крайних форм авангарда. Участвовал в выставках "Мира искусства" (1913-18; с 1917 - чл. объединения).
Наука. Образование // Учебные заведения //

ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ ИНСТИТУТ С.-Петерб. гос. академич. им. И. Е. Репина (Университетская наб., 17), старейшее худож. высшее уч. заведение России.
Наука. Образование // Музеи //

ИСТОРИИ РЕЛИГИИ МУЗЕЙ (МИР) (Почтамтская ул., 14/5), единственное в стране учреждение подобного рода. Ведет начало от антирелиг. выставки, устроенной в 1930 в залах Зимнего дворца. Открыт 1932 как Музей истории религии и атеизма в здании Казанского собора. С 1990 совр. назв.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

КУСТОДИЕВ Борис Михайлович (1878-1927, Л.), живописец, график и театр. художник. С 1896 жил в СПб. Учился в АХ (1896-1903) у И. Е. Репина; акад. (1909). Чл. Нового общества художников (с 1904) и "Союза рус. художников" (с 1907), чл. объединения "Мир искусства" (1910).
Искусство // Изобразительное искусство //Творческие объединения, кружки //

"МИР ИСКУССТВА", худож. объединение. Возникло в сер. 1890-х гг. из кружка студенч. молодежи, ядро к-рого составляли выпускники гимназии К. И. Мая: Ал-др Н. Бенуа, В. Ф. Нувель, Д. В. Философов; позже к ним примкнули Л. С. Бакст, С. П. Дягилев, Е. Е. Лансере, А. П. Нурок и К. А. Сомов. Первым публ. выступлением кружка стала "Выставка рус. и финляндских художников", организованная в 1898 Дягилевым в Музее Центр. уч-ща техн. рисования барона А. Л. Штиглица.
Архитектура // Кладбища //
Наука. Образование // Музеи //

НЕКРОПОЛЬ МАСТЕРОВ ИСКУССТВ (в 1823-76 Новое Лазаревское кладбище, в 1876-1937 Тихвинское кладбище), музейный парк-некрополь, с 1937 в составе Городской скульптуры музея. Пл. 1,2 га. Кладбище создано в 1823, названо по соседнему Лазаревскому кладб. (см. Некрополь 18 века), 2-е назв. - по ц. Тихвинской иконы Божией Матери (1869-73, арх. Н. П. Гребенка; полностью перестроена в 1930-х гг., ныне выставочный зал Музея гор. скульптуры). Входит в состав некрополей Александро-Невской лавры.
Искусство // Изобразительное искусство //Творческие объединения, кружки //

НОВОЕ ОБЩЕСТВО ХУДОЖНИКОВ, худож. объединение, созданное в 1903 по инициативе худ. Д. Н. Кардовского (пред.) учениками И. Е. Репина и А. И. Куинджи. Ставило целью "как нравственную, так и материальную поддержку окончивших и оканчивающих АХ". Устав утвержден в 1904.
Искусство // Изобразительное искусство //Творческие объединения, кружки //

ОБЩИНА ХУДОЖНИКОВ, худож. объединение. Создано в 1910 выпускниками АХ (С. А. Власов, Д. Г. Окроянц, Н. В. Харитонов, И. М. Шлуглейт и др.) при участии И. Е. Репина (поч. пред. с 1915) с целью организации выставок, содействия сбыту картин, популяризации изобразит. иск-ва.
Литература. Книжное дело // Издательства //

"РАДУГА", изд-во, осн. в 1922. Создатель и владелец - журналист Л. М. Клячко. Гл. контора располагалось в Большом Гостином дворе, редакция - на квартире Клячко (Стремянная ул., 14). Изд-во имело филиал в Москве. Выпускало книги для детей, приключенч. и науч.-популярную лит-ру. Среди авторов - А. Л. Барто, В. В. Бианки, Л. И. Борисова, Б. С. Житков, С. Я. Маршак, К. И. Чуковский.
Искусство // Изобразительное искусство //

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. Художники начали изображать СПб. вскоре после его основания. Первым был А. Ф. Зубов с его панорамой (1716), где сочетались топографич. точность с барочным пафосом, а реальное с идеальным. Гораздо прозаичнее в своих гор. пейзажах видели город в сер. 1720-х гг. Х. Марселиус и О. Эллигер; необычным реализмом отличаются зарисовки Ф. А. Васильева (ц. Св. Симеона и Анны; 1719).
Наука. Образование // Музеи //

ШАЛЯПИНА Ф. И. МЕМОРИАЛЬНАЯ КВАРТИРА (ул. Графтио, 2б), филиал Театрального и музыкального искусства музея, открыт в 1975 в квартире, где Ф. И. Шаляпин жил в 1914-22. В основе экспозиции - архив и личные вещи артиста, сохраненные его другом, И. Г. Дворищевым.