Искусство // Изобразительное искусство //Творческие объединения, кружки // "Мир искусства", художественное объединение


"Мир искусства", художественное объединение

"МИР ИСКУССТВА", худож. объединение. Возникло в сер. 1890-х гг. из кружка студенч. молодежи, ядро к-рого составляли выпускники гимназии К. И. Мая: Ал-др Н. Бенуа, В. Ф. Нувель, Д. В. Философов; позже к ним примкнули Л. С. Бакст, С. П. Дягилев, Е. Е. Лансере, А. П. Нурок и К. А. Сомов. Первым публ. выступлением кружка стала "Выставка рус. и финляндских художников", организованная в 1898 Дягилевым в Музее Центр. уч-ща техн. рисования барона А. Л. Штиглица. В том же году Дягилев при участии членов кружка организовал журнал "Мир искусства", под эгидой к-рого в 1899-1903 состоялось 5 худож. выставок. В них, помимо художников-основателей кружка, участвовали И. И. Билибин, О. Э. Браз, М. А. Врубель, А. Я. Головин, М. В. Добужинский, К. А. Коровин, Ф. А. Малявин, С. В. Малютин, М. В. Нестеров, А. П. Остроумова-Лебедева, В. А. Серов, П. П. Трубецкой, Я. Ф. Ционглинский, С. П. Яремич и др. В противовес академизму и передвижничеству члены "М. и." утверждали приоритет эстетич. начала, стремились к синтетич. восприятию иск-ва и выдвигали на первый план требование худож. индивидуальности.
Свойственные их творчеству утонченная декорат. стилизация, изящная орнаментальность, преобладание графич. начала, использование мотивов рококо и ампира формировали эстетику рус. модерна. В их иск-ве получили развитие нац.-романтич. тенденции и ретроспективизм, осн. на любовном отношении к старине и многообразном использовании ист.-культурных реминисценций. Значит. успехов члены "М. и." достигли в области живописного и графич. портрета, ист. и гор. пейзажа (особенно петерб.), ист.-бытовой картины, существенно способствовали расцвету рус. книжной и журн. графики. Наивысшим воплощением идей синтеза иск-в стала их театрально-декорационная деятельность, связанная прежде всего с ежегодными Рус. сезонами за границей (1900-е - 10-е гг.). Важным направлением в деятельности ряда членов "М. и." и идейно близких к ним худож. критиков и архитекторов (Бенуа, И. Э. Грабарь, В. Я. Курбатов, Г. К. Лукомский, И. А. Фомин) стала просветит. работа, связанная с возрождением науч. интереса к истории СПб. и петерб. зодчества 18 - нач. 19 вв.
В 1903-10 мирискусники входили в Союз рус. художников и участвовали в его ежегодных выставках в Москве и СПб. В 1906 Дягилев устроил выставку под назв. "М. и.", на к-рой к мирискусникам присоединились представители новейших течений (М. Ф. Ларионов, Н. Д. Милиоти, А. Г. Явленский и др.).
Осенью 1910 в результате эстетич. разногласий группа петерб. художников во гл. с Бенуа вышла из Союза рус. художников и образовала объединение "М. и." (устав утвержден 27.6.1914). Новыми членами "М. и." стали Б. И. Анисфельд, Б. Д. Григорьев, Б. М. Кустодиев, А. Т. Матвеев, Д. И. Митрохин, К. С. Петров-Водкин, З. Е. Серебрякова, С. Ю. Судейкин, В. Д. Фалилеев, С. В. Чехонин, А. Е. Яковлев и др., а также арх. И. В. Жолтовский, В. А. Щуко, А. В. Щусев. Пред. к-та об-ва: Н. К. Рёрих (1910-13), Лансере (1913-16), Билибин (1916-17).
В 1910-17 "М. и." проводил ежегодные выставки в СПб. и Москве, к-рые вследствие участия представителей разл. худож. течений, постепенно утрачивали эстетич. единство. В нач. 1917 объединение распалось на петрогр. и моск. группы. В 1917 ряд членов "М. и." (Бенуа, Грабарь и др.) выступали с обществ. инициативами по переустройству худож. жизни России, позже обратились к музейно-орг. деятельности. Последние выставки петрогр. группы "М. и." состоялись в 1922 и 1924. В 1927-30 выставки группы "М. и." проходили в Париже, где к тому времени обосновались многие члены объединения.
Выставки "М. и." состоялись в Музее ЦУТР (1899, 1900), залах АХ (1901, 1918), Пассажа (1902), Общества поощрения художеств (1903), Екатерининском зале на М. Конюшенной ул. (1906), здании 1-го кадетского корпуса (1910), доме на Невском просп., 45 (1912), доме Шведской ц. на М. Конюшенной ул. (1913), Художественном бюро Н. Е. Добычиной (1915-17), Аничковом дворце (1924).
Лит.: Гусарова А. П. "Мир искусства". Л., 1972; Петров В. Н. "Мир искусства". М., 1975; Лапшина Н. П. "Мир искусства": Очерки истории и творч. практики. М., 1977; Бенуа А. Н. Возникновение "Мира искусства". Репр. изд. М., 1998; "Мир искусства": К столетию выст. рус. и финл. художников 1898 г. СПб., 1998; Стернин Г. Ю. "Мир искусства" в машине времени // Пинакотека. 1998. № 6/7. С. 4-7.
О. Л. Лейкинд, Д. Я. Северюхин.

ПЕРСОНЫ

Анисфельд Борис Израилевич
Бакст (наст. фам. Розенберг) Лев Самойлович
Бенуа Александр Николаевич
Билибин Иван Яковлевич
Браз Осип Эммануилович
Врубель Михаил Александрович
Головин Александр Яковлевич
Грабарь Игорь Эммануилович
Григорьев Борис Дмитриевич
Добужинский Мстислав Валерьянович
Добычина (Фишман) Надежда Евсеевна
Дягилев Сергей Павлович
Жолтовский Иван Владиславович
Коровин Константин Алексеевич
Курбатов Владимир Яковлевич
Кустодиев Борис Михайлович
Лансере Евгений Евгеньевич (младший)
Ларионов Михаил Федорович
Лукомский Георгий Крескентьевич
Май Карл Иванович
Малютин Сергей Васильевич
Малявин Филипп Андреевич
Матвеев Александр Терентьевич
Милиоти Николай Дмитриевич
Митрохин Дмитрий Исидорович
Нестеров Михаил Васильевич
Нувель Вальтер Федорович
Нурок Альфред Павлович
Остроумова-Лебедева Анна Петровна
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
Рёрих Николай Константинович
Серебрякова Зинаида Евгеньевна
Серов Валентин Александрович
Сомов Константин Андреевич
Судейкин Сергей Юрьевич
Трубецкой Павел (Паоло) Петрович, князь
Фалилеев Вадим Дмитриевич
Философов Дмитрий Владимирович
Фомин Иван Александрович
Ционглинский Ян Францевич
Чехонин Сергей Васильевич
Штиглиц Александр Людвигович, барон
Щуко Владимир Алексеевич
Щусев Алексей Викторович
Явленский Алексей Георгиевич
Яковлев Александр Евгеньевич
Яремич Степан Петрович

БИБЛИОГРАФИЯ


АДРЕСА