Искусство // Изобразительное искусство // Санкт-Петербург в изобразительном искусстве (общая статья)


Санкт-Петербург в изобразительном искусстве (общая статья)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. Художники начали изображать СПб. вскоре после его основания. Первым был А. Ф. Зубов с его панорамой (1716), где сочетались топографич. точность с барочным пафосом, а реальное с идеальным. Гораздо прозаичнее в своих гор. пейзажах видели город в сер. 1720-х гг. Х. Марселиус и О. Эллигер; необычным реализмом отличаются зарисовки Ф. А. Васильева (ц. Св. Симеона и Анны; 1719). СПб. сер. 18 в. наиб. полно изобразил М. И. Махаев в альбоме гравюр, воспроизведенных также маслом. Это город Ф. Растрелли с пышными дворцами, простором Невы и тонкими нюансами цвета и света. Хотя архитектура оставалась гл. сюжетом, в гор. видах появилось много бытовых деталей. С кон. 18 в. "портреты" зданий вытеснялись более цельным и поэтич. восприятием СПб. в пейзажах Сем. Ф. Щедрина, Б. Патерсена и Ф. Я. Алексеева. Рождался худож.-эмоц. образ города, стаффаж сменяли живые жанровые сцены. В нач. 19 в. появились серии видовых литографий, среди к-рых выделяются "Собр. видов С.-Петербурга и окрестностей" (1821-26) М. Н. Воробьева, С. Ф. Галактионова, К. П. Брюллова и др. и листы А. Е. Мартынова, И. С. и П. С. Ивановых. В 1830-35 вышла "Панорама
Невского проспекта" В. С. Садовникова, сочетавшая архит. документальность с реальными подробностями совр. жизни, к-рые стали играть почти равную роль с архит. пейзажем. Садовников, И. И. Шарлемань и Л. О. Премацци запечатлели парадный СПб. гл. обр. в акварели. Непарадные уголки в той же технике изображал Ф. Ф. Браганц. Продолжалась традиция обзорных панорам (Дж. А. Аткинсон, 1800-05; А. Тозелли, 1817-20; Дж. Бернардацци, 1850). В сугубо реалистич. манере начал изображать город Воробьев ("Стрелка Васильевского острова", 1830-е гг.), и эта манера, оставаясь эмоц.-индивидуальной, долго доминировала в иконографии СПб. Особенно интересны в этом отношении картины П. А. Федотова ("Зимний день", 1840-е гг.), Ф. А. Васильева ("Заря в Петербурге", 1869-71), В. И. Сурикова ("Сенатская площадь в зимнюю ночь", 1871) и А. К. Беггрова ("Вид на Неву", 1881). Однако в 1890-х гг. тема СПб. почти полностью ушла из изобразит. иск-ва - город стал символом казенной бюрократии. Это предубеждение преодолели художники объединения "Мир искусства", вновь воспевшие красоту классич. СПб., но они внесли в свои произв. трагизм, гротеск и символич. элементы, что особенно присуще М. В. Добужинскому.
О своеобразии СПб. 18 в. напомнили Ал-др Н. Бенуа и Е. Е. Лансере, создавшие ретроспективный стиль в его изображении, к-рый однако не нашел дальнейшего развития. А. П. Остроумова-Лебедева предпочитала в своих ксилогравюрах и акварелях СПб. эпохи классицизма, подчеркивая в нем вневременное и вечное. Эта же тенденция преобладала в альбоме ксилогравюр "Петербург. Руины и возрождение" (1923) П. А. Шиллинговского, к-рый, наряду с литографиями "Петербург в 1921 г." Добужинского, стал своеобразным реквиемом быв. имперской столице.
Попытки создать новый - рев. - облик П. - Л. в целом обернулись неудачей, хотя их предпринимали такие крупные художники, как Б. М. Кустодиев, Д. И. Митрохин, Остроумова-Лебедева, В. М. Конашевич. Гораздо успешнее оказалось возвращение к классич. гор. видам в фовистских пейзажах А. А. Осьмеркина, импрессионистических Н. Ф. Лапшина и В. А. Гринберга, но в них нет реалий трудной жизни 1930-х гг. (исключение - виды окраин Б. Н. Ермолаева). Трагич. повседневность в полной мере присутствует в блокадных гравюрах очевидцев - А. Ф. Пахомова и С. Б. Юдовина. После войны классич. традиция (А. С. Ведерников, А. Д. Зайцев, Л. С.
Хижинский) не прерывалась и обогащалась лирич. началом, но в 1970-х гг. начал зарождаться метафизич. (Я. И. Крестовский, Д. А. Бекарян) и сюрреалистич. пейзаж (В. С. Вильнер). Художники искали в городе малоизвестные уголки и неожиданные панорамные ракурсы (Ю. Н. Тулин, М. А. Канаев), изображали новостройки. Певцами рев. и социалистич. Л. стали граверы А. А. Ушин и О. А. Почтенный. Казенному оптимизму и проф. шаблонам с 1970-х гг. противостояли неофиц. художники, гор. пейзажи к-рых отличались в осн. трагич. настроением и экспрессивной живописной манерой. Город в них - субъективное отражение собственного "я".
Лит.: Город глазами художников: Петербург - Петроград - Ленинград в произведениях живописи и графики. Л., 1978; Петербург - Петроград - Ленинград в произведениях русских и советских художников: Кат. выст. Л., 1980; Каганов Г. З. Санкт-Петербург: Образы пространства. М., 1995; Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб., 2003.
В. В.
Антонов.

ПЕРСОНЫ

Алексеев Федор Яковлевич
Аткинсон Джон Август
Баганц Федор Федорович
Беггров Александр Карлович
Бекарян Дзовинар Аровна
Бенуа Александр Николаевич
Бернардацци Джузеппе-Раймондо
Брюллов Карл Павлович
Васильев Федор Александрович
Ведерников Александр Семенович
Воробьев Maкcим Никифорович
Галактионов Степан Филиппович
Добужинский Мстислав Валерьянович
Ермолаев Борис Николаевич
Зайцев Александр Дмитриевич
Зубов Алексей Федорович
Иванов Илья Степанович
Иванов Петр С.
Канаев М.А.
Конашевич Владимир Михайлович
Крестовский Яков Игоревич
Кустодиев Борис Михайлович
Лансере Евгений Евгеньевич
Лансере Евгений Евгеньевич (младший)
Лапшин Николай Федорович
Марселиус Христофор
Мартынов Александр Евстафьевич
Махаев Михаил Иванович
Митрохин Дмитрий Исидорович
Осмеркин Александр Александрович
Остроумова-Лебедева Анна Петровна
Патерсен Бенжамин
Пахомов Алексей Федорович
Почтенный Олег Алексеевич
Премацци Людвиг Осипович
Растрелли Бартоломео Карло де
Садовников Василий Семенович
Суриков Василий Иванович
Тозелли Анджело
Тулин Юрий Нилович
Ушин Андрей Алексеевич
Федотов Павел Андреевич
Хижинский Леонид Семенович
Шарлемань Иосиф Иосифович
Шиллинговский Павел Александрович
Щедрин Семен Федорович
Эллигер Оттомар
Юдовин Соломон Борисович

БИБЛИОГРАФИЯ


АДРЕСА