САНКТ-ПЕТЕРБУРГ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. Художники начали изображать СПб. вскоре после его основания. Первым был А. Ф. Зубов с его панорамой (1716), где сочетались топографич. точность с барочным пафосом, а реальное с идеальным. Гораздо прозаичнее в своих гор. пейзажах видели город в сер. 1720-х гг. Х. Марселиус и О. Эллигер; необычным реализмом отличаются зарисовки Ф. А. Васильева (ц. Св. Симеона и Анны; 1719). СПб. сер. 18 в. наиб. полно изобразил М. И. Махаев в альбоме гравюр, воспроизведенных также маслом. Это город Ф. Растрелли с пышными дворцами, простором Невы и тонкими нюансами цвета и света. Хотя архитектура оставалась гл. сюжетом, в гор. видах появилось много бытовых деталей. С кон. 18 в. "портреты" зданий вытеснялись более цельным и поэтич. восприятием СПб. в пейзажах Сем. Ф. Щедрина, Б. Патерсена и Ф. Я. Алексеева. Рождался худож.-эмоц. образ города, стаффаж сменяли живые жанровые сцены. В нач. 19 в. появились серии видовых литографий, среди к-рых выделяются "Собр. видов С.-Петербурга и окрестностей" (1821-26) М. Н. Воробьева, С. Ф. Галактионова, К. П. Брюллова и др. и листы А. Е. Мартынова, И. С. и П. С. Ивановых. В 1830-35 вышла "Панорама
Невского проспекта" В. С. Садовникова, сочетавшая архит. документальность с реальными подробностями совр. жизни, к-рые стали играть почти равную роль с архит. пейзажем. Садовников, И. И. Шарлемань и Л. О. Премацци запечатлели парадный СПб. гл. обр. в акварели. Непарадные уголки в той же технике изображал Ф. Ф. Браганц. Продолжалась традиция обзорных панорам (Дж. А. Аткинсон, 1800-05; А. Тозелли, 1817-20; Дж. Бернардацци, 1850). В сугубо реалистич. манере начал изображать город Воробьев ("Стрелка Васильевского острова", 1830-е гг.), и эта манера, оставаясь эмоц.-индивидуальной, долго доминировала в иконографии СПб. Особенно интересны в этом отношении картины П. А. Федотова ("Зимний день", 1840-е гг.), Ф. А. Васильева ("Заря в Петербурге", 1869-71), В. И. Сурикова ("Сенатская площадь в зимнюю ночь", 1871) и А. К. Беггрова ("Вид на Неву", 1881). Однако в 1890-х гг. тема СПб. почти полностью ушла из изобразит. иск-ва - город стал символом казенной бюрократии. Это предубеждение преодолели художники объединения "Мир искусства", вновь воспевшие красоту классич. СПб., но они внесли в свои произв. трагизм, гротеск и символич. элементы, что особенно присуще М. В. Добужинскому.
О своеобразии СПб. 18 в. напомнили Ал-др Н. Бенуа и Е. Е. Лансере, создавшие ретроспективный стиль в его изображении, к-рый однако не нашел дальнейшего развития. А. П. Остроумова-Лебедева предпочитала в своих ксилогравюрах и акварелях СПб. эпохи классицизма, подчеркивая в нем вневременное и вечное. Эта же тенденция преобладала в альбоме ксилогравюр "Петербург. Руины и возрождение" (1923) П. А. Шиллинговского, к-рый, наряду с литографиями "Петербург в 1921 г." Добужинского, стал своеобразным реквиемом быв. имперской столице.
Попытки создать новый - рев. - облик П. - Л. в целом обернулись неудачей, хотя их предпринимали такие крупные художники, как Б. М. Кустодиев, Д. И. Митрохин, Остроумова-Лебедева, В. М. Конашевич. Гораздо успешнее оказалось возвращение к классич. гор. видам в фовистских пейзажах А. А. Осьмеркина, импрессионистических Н. Ф. Лапшина и В. А. Гринберга, но в них нет реалий трудной жизни 1930-х гг. (исключение - виды окраин Б. Н. Ермолаева). Трагич. повседневность в полной мере присутствует в блокадных гравюрах очевидцев - А. Ф. Пахомова и С. Б. Юдовина. После войны классич. традиция (А. С. Ведерников, А. Д. Зайцев, Л. С.
Хижинский) не прерывалась и обогащалась лирич. началом, но в 1970-х гг. начал зарождаться метафизич. (Я. И. Крестовский, Д. А. Бекарян) и сюрреалистич. пейзаж (В. С. Вильнер). Художники искали в городе малоизвестные уголки и неожиданные панорамные ракурсы (Ю. Н. Тулин, М. А. Канаев), изображали новостройки. Певцами рев. и социалистич. Л. стали граверы А. А. Ушин и О. А. Почтенный. Казенному оптимизму и проф. шаблонам с 1970-х гг. противостояли неофиц. художники, гор. пейзажи к-рых отличались в осн. трагич. настроением и экспрессивной живописной манерой. Город в них - субъективное отражение собственного "я".
Лит.: Город глазами художников: Петербург - Петроград - Ленинград в произведениях живописи и графики. Л., 1978; Петербург - Петроград - Ленинград в произведениях русских и советских художников: Кат. выст. Л., 1980; Каганов Г. З. Санкт-Петербург: Образы пространства. М., 1995; Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб., 2003.
В. В.
Антонов.