Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ГИНЦБУРГ Илья Яковлевич (1859- 1939, Л.), скульптор. Воспитанник (с 1871) и друг М. М. Антокольского. С 1872 жил в СПб. Учился в АХ (1878-86). С 1911 акад.
Наука. Образование // Учебные заведения //

ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ ИНСТИТУТ С.-Петерб. гос. академич. им. И. Е. Репина (Университетская наб., 17), старейшее худож. высшее уч. заведение России.
Наука. Образование // Музеи //

ИСТОРИИ РЕЛИГИИ МУЗЕЙ (МИР) (Почтамтская ул., 14/5), единственное в стране учреждение подобного рода. Ведет начало от антирелиг. выставки, устроенной в 1930 в залах Зимнего дворца. Открыт 1932 как Музей истории религии и атеизма в здании Казанского собора. С 1990 совр. назв.
Топография города // Городская сеть //Улицы //

КОРОЛЕНКО УЛИЦА (до 1921 Баскова ул., по фам. домовладельца), между ул. Некрасова и Преображенской пл. Проложена во 2-й пол. 18 в. Переим. в память В. Г. Короленко. Осн. застройка 19 - нач. 20 вв.: краснокирпичный д. 8 (1896, арх. И. Ю. Мошинский), д. 14 (Мурузи дом), д. 9/1 (дом Булатовых, 1807-15; надстроен в 1838, арх. Д. Лукини).
Топография города // Городская сеть //Улицы //

ЛИНИИ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА, ист. название ряда параллельных улиц, пересекающих Васильевский остров с Ю. на С.: 1-29-я, Биржевая, Кожевенная, Косая, Менделеевская, Съездовская. 1-3-я и Съездовская Л. - между Университетской наб. и наб. Макарова, 4-6-я Л. - между Университетской наб. и наб. р. Смоленки. 7-17-я Л. - между наб. Лейтенанта Шмидта и наб. р. Смоленки. 18-19-я Л. - между наб. Лейтенанта Шмидта и Малым просп. В. О. 20-23-я Л. - между наб. Лейтенанта Шмидта и Средним просп.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

МАТЭ Василий Васильевич (1856-1917, П.) гравер, педагог. Учился в Рисовальной школе ОПХ (1870-75) у Л. А. Серякова и в АХ (1875-80) у Ф. И. Иордана. Пенсионер АХ в Париже (1880-83). Мастер репродукц. гравюры (офорта и ксилографии).
Топография города // Зеленые пространства //Сады //

РУМЯНЦЕВСКИЙ САД (Соловьевский сад), на Васильевском о., на правом берегу Б. Невы, между 1-й и 2-й линиями В. О. Разбит в 1865-67 (арх. Н. Н. Ковригин). Совр. пл. 1,4 га. Планировка регулярно-пейзажная. Реконструирован в кон. 20 в. Среди насаждений преобладают тополь, липа и вяз. В центре - Румянцевский обелиск (отсюда назв.).
Искусство // Изобразительное искусство //

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. Художники начали изображать СПб. вскоре после его основания. Первым был А. Ф. Зубов с его панорамой (1716), где сочетались топографич. точность с барочным пафосом, а реальное с идеальным. Гораздо прозаичнее в своих гор. пейзажах видели город в сер. 1720-х гг. Х. Марселиус и О. Эллигер; необычным реализмом отличаются зарисовки Ф. А. Васильева (ц. Св. Симеона и Анны; 1719).
Искусство // Изобразительное искусство //Творческие объединения, кружки //

ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК (ТПХВ), худож. объединение. Осн. в 1870 петерб. и моск. художниками Н. Н. Ге, И. Н. Крамским, К. Е. Маковским, Г. Г. Мясоедовым, В. Г. Перовым, И. М. Прянишниковым, А. К. Саврасовым, И. И. Шишкиным и др. Ставило задачей устройство выставок с целью развития любви к иск-ву в обществе и облегчения для художников сбыта их произведений. Представляло собой новый тип худож. объединения, организованного на кооп. началах.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ТОМСКИЙ Николай Васильевич (1900-1984), скульптор, нар. худ. СССР (1960), д. ч. (1949), през. (1968-83) АХ СССР, Герой Соц. Труда (1970). Учился в Ленингр. худож.-пром. техникуме (1923-27) у В. В. Лишева. В 1923-42 жил в Л., где создал памятники С. М. Кирову (1938, Кировская пл.; арх. Н. А. Троцкий), В. И. Ленину (1949, в нише гл. фасада Варшавского вокзала), И. В. Сталину (1949, в сквере у Балт. вокзала, на просп.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ЧИСТЯКОВ Павел Петрович (1832-1919, Детское Село), живописец и педагог. Учился в АХ (1849-64) у П. В. Басина. Пенсионер АХ в Париже и в Риме (1862-70). Преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1860-69) и в АХ (с 1872; д. ч. АХ с 1893, зав. мозаичным отделением в 1890-1912). Разработал пед. систему, соединявшую лучшие традиции академич. школы с опытом непосредств. восприятия природы и сыгравшую важную роль в развитии реализма в рус. иск-ве.