ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК (ТПХВ), худож. объединение. Осн. в 1870 петерб. и моск. художниками Н. Н. Ге, И. Н. Крамским, К. Е. Маковским, Г. Г. Мясоедовым, В. Г. Перовым, И. М. Прянишниковым, А. К. Саврасовым, И. И. Шишкиным и др. Ставило задачей устройство выставок с целью развития любви к иск-ву в обществе и облегчения для художников сбыта их произведений. Представляло собой новый тип худож. объединения, организованного на кооп. началах. Членами или экспонентами ТПХВ (передвижниками) были почти все крупнейшие рус. художники 2-й пол. 19 в. (в т. ч. В. М. Васнецов, И. И. Левитан, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. А. Серов, В. И. Суриков). Местопребыванием ТПХВ по преобладающему числу членов считался СПб. В течение неск. десятилетий ТПХВ оказывало мощное влияние на развитие рус. худож. культуры. По своим худож.-эстетич. принципам, к-рые развивались под воздействием демокр. идей В. В. Стасова, оно противостояло офиц. худож. центру - АХ. В 1870-90-х гг. ежегодные выставки ТПХВ открывались в СПб.: в залах АХ, АН и ОПХ, в особняке княгини Юсуповой на Невском просп., 86, в помещении Высших жен. (Бестужевских) курсов на Сергиевской, ныне Чайковского ул., 7, затем следовали в Москву и далее - в провинцию. В эти годы главенствующее положение в ТПХВ занимали жанристы, в произведениях к-рых проявился интерес к нар. жизни и истории, бытовой среде и фольклору, затрагивался широкий круг соц.-психологич. и нравств.-филос. проблем, новую трактовку получали евангельские сюжеты. Мн. работы были приобретены моск. коллекционером П. М. Третьяковым и легли в основу созданной им Третьяковской галереи, позже картины передвижников пополнили собр. Русского музея. После реформы АХ в 1893 нек-рые видные передвижники (В. Е. Маковский, Репин, Шишкин) вошли в состав ее профессоров, что положило конец противостоянию ТПХВ и АХ. В дальнейшем обществ. пафос выставок был во многом утрачен, соц.-бытовой жанр постепенно уступил место салонному портрету и пленэрному пейзажу. Одноврем. стала сказываться цеховая замкнутость ТПХВ, затруднявшая участие в выставках молодежи. Кризис усилился после смерти ряда ветеранов и, особенно, после отхода от ТПХВ в нач. 1900-х гг. группы моск. художников (А. Е. Архипов, А. М. Васнецов, К. А. Коровин, Л. О. Пастернак, В. А. Серов и др.), основавших Союз рус. художников. С 1906 выставки ТПХВ открывались в Москве, затем демонстировались в СПб.; в 1909 прекратились провинц. выставки. Последняя выставка в П. (46-я) состоялась в дек. 1917, последняя выставка в Москве (48-я) - в 1923. В том же году члены ТПХВ составили ядро Ассоциации художников рев. России (АХРР). В основу идейной программы АХРР легла декларация ТПХВ (1922), утверждавшая стремление к документально-правдивому отражению быта совр. России.
Лит.: Бурова Г. К., Гапонова О. И., Румянцева В. Ф. Товарищество передвижных художественных выставок: Перечень произведений и библиогр. обзоры выставок в периодич. печати: В 2 т. М., 1952-1959; Товарищество передвижных художественных выставок (1869-1890): Письма, док.: В 2 кн. М., 1987; Рогинская Ф. С. Товарищество передвижных художественных выставок: Ист. очерки. М., 1989.
О. Л. Лейкинд, Д. Я. Северюхин.