Наука. Образование // Учебные заведения //

АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТА им. А. Я. Вагановой (СПбАРБ) (ул. Зодчего Росси, 2), осн. в 1738 как Танц. школа по инициативе франц. балетм. и педагога Ж. Б. Ланде. Располагалась в 3-м Зимнем дворце (см. Зимние дворцы). В 18 в. в ней преподавали А. Ринальди, Д. Анджолини, Дж. Канциани. В 1779 школа преобразована в Театр. школу (с 1829 Имп. петерб.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ВАЛБЕРХ Иван Иванович (1766-1819, СПб.), танцовщик, балетмейстер, сценарист, педагог. По окончании Петерб. театр. школы по классу Дж. Канциани (1786) - солист балетной труппы имп. театров. С 1794 преподавал в Петерб. театр. школе. Среди учеников - Е. И. Колосова. В. - автор первого хореогр. спектакля на сюжет из совр. рус. жизни: балета "Новый Вертер" С. Н. Титова (1799). Создал св. 40 балетов. В хореографии В. переплелись эстетич. тенденции эпохи Просвещения и сентиментализма.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

КОЛОСОВА (урожд. Неелова) Евгения Ивановна (1780-1869, СПб.), танцовщица. В 1799-1826, по окончании Петерб. театр. уч-ща по классу И. И. Валберха, солистка имп. труппы. Первая "суриозная" танцовщица. Выступала в гл. ролях балетов Валберха ("Бланка, или Брак из отмщения", "Клара, или Обращение к добродетели") и Ш. Дидло ("Тезей и Ариадна, или Поражение Минотавра", "Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники", "Альцеста, или Сошествие Геркулеса в ад").
Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации //

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР, гос. академич. театр оперы и балета (Театральная пл. 1), ведет свою историю от созданной в 1783 придворной рус. труппы "не для одних комедий и трагедий, но и для оперы". К этому времени придворному ведомству принадлежали итал. опера, франц. оперно-драм. труппа, балет и 2 оркестра.
Население // Городской быт //

ТАНЦКЛАССЫ, в 18 в. классы и школы для обучения танцам. Вскоре после введения Петром I бальных танцев (в нач. 18 в.) в придворный этикет танцы стали одним из важнейших культурных навыков. Приглашались иностр. учителя - танцмейстеры (в отличие от балетмейстеров - "сочинителей" балетов) - для двора и домов богатых вельмож (А. Д. Меншикова, Ф. Ю. Ромодановского, Г. А. Головкина и др.). С 1727 танцы вошли в программы гос. уч. заведений.