ТАНЦКЛАССЫ, в 18 в. классы и школы для обучения танцам. Вскоре после введения Петром I бальных танцев (в нач. 18 в.) в придворный этикет танцы стали одним из важнейших культурных навыков. Приглашались иностр. учителя - танцмейстеры (в отличие от балетмейстеров - "сочинителей" балетов) - для двора и домов богатых вельмож (А. Д. Меншикова, Ф. Ю. Ромодановского, Г. А. Головкина и др.). С 1727 танцы вошли в программы гос. уч. заведений. В 1738 франц. танцмейстеру Ж. Б. Ланде было разрешено открыть при Сухопутном шляхетном кадетском корпусе (Университетская наб., 15) "Танцевальную Ея Величества школу", получившую назв. Театр. школа (предшественница нынешней Академии русского балета им. А. Я. Вагановой). Крупнейшие педагоги (1770-90): Д. Канциани, А. Гульельми, Ф. Гильфердинг, Ш. Ле Пик, И. И. Валберх и др. Частные педагоги приглашались также для индивидуального преподавания. В 1780-90 при дворе работали танцмейстеры П. Гранже, Т. С. Бубликов. Первые частные Т. в 1763 открыл танцмейстер Театр. школы Пелен, за ним Жирард, Штерпе, Б. Фаччиолле. В 1769 открылось первое частное "танц. зало" (дом столяра Кинта на наб. р. Мойки, не сохр.). К нач. 19 в. частные Т. превратились в заведения для танцев и веселого времяпрепровождения людей разных сословий. В Т. получали "путевку в жизнь" наимоднейшие танцы (кадрили на темы совр. опер, полька, галоп и др.). В 1860-х гг. в СПб. было 26 Т. Самыми популярными (1840-60) были Т.: Луизы Кессених (наб. р. Мойки, 95, позже наб. р. Фонтанки, 114, где играл оркестр под упр. венского дирижера Й. Германа; здесь бывали Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский); К. М. Марцинкевича (в быту "Марцинка"), славившиеся "пикантным" характером и обилием дам легкого поведения; Софии Гебгардт. К сер. 19 в. Т. стали разновидностью увеселит. заведения. С 1860-х гг. здесь популяризировались танцы "шантанного" характера (канкан и др.), процветала скрытая проституция. Нередки были в Т. скандалы и потасовки подвыпившей молодежи. К нач. 20 в. Т. окончательно стали синонимом заведения с дурной репутацией. Прекратили существование в 1917. Лит.: Бахрушин Ю. А. История русского балета. М., 1973. С. 24-28; Столпянский П. Н. Музыка и музицирование в старом Петербурге. Л., 1989. С. 87-93. Ю. Н. Кружнов.
|