1 2 3
Топография города // Городская сеть //Набережные //

АДМИРАЛТЕЙСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ [в 1918-44 - наб. Рошаля, в честь участника рев. движения С. Г. Рошаля (1896-1917)], между Дворцовым пр. и пл. Декабристов, названа по Гл. Адмиралтейству. Проложена в 1873-74 (арх. В. М. Карлович, С. С. Селянинов) на терр. упраздненной Адмиралтейской верфи. В 1875 устроен широкий бульвар. На А. н. - Дворцовая и Петровская пристани (1820-24, инж. А. Д. Готман), расположенные напротив вост. и зап. павильонов Гл. Адмиралтейства.
Армия. Флот // Военно-учебные заведения //
Наука. Образование // Учебные заведения //

АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА (до 1855 Имп. воен. академия, с 1855 Николаевская А. Г. ш., с 1909 Имп. Николаевская воен. академия), высшее воен. науч. и уч. заведение. Осн. в 1832. Срок обучения 2-3 года. В А. Г. ш. принимались офицеры всех родов войск в чине до штабс-капитана включительно. Имела 2 осн. (командных), дополнит. (Ген. штаба) и геодезич. отделения.
Наука. Образование // Учебные заведения //

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ С.-Петерб. гос. (СПб ГАСУ) (2-я Красноармейская ул., 4), осн. в 1832 как Уч-ще гражд. инженеров; с 1882 - Ин-т гражд. инженеров, с 1930 Ленингр. ин-т инженеров коммунального х-ва, с 1941 - Инж.-строит. ин-т (ЛИСИ), с 1994 совр. назв. Старейшее высшее строит. уч. заведение страны.
Экономика // Персоналия //

ВАРГУНИНЫ, предприниматели, выходцы из крестьян Ярославской губ. Иван Григорьевич В. (?-1826) вел в СПб. писчебум. торговлю.
Архитектура // Персоналия //

ВАСИЛЬЕВ Николай Васильевич [1875-1950-е гг. (?)], архитектор. Окончил ИГИ (1904). Среди ранних построек - особняк М. А. Савицкой (ныне г. Пушкин, Московская ул., 15, 1904-05). В сер. 1900-х гг. под влиянием фин. и нем. архитектуры выработал своеобразный вариант сев. модерна. Выдающийся пам. этого направления - доходный дом А. Ф. Бубыря (Стремянная ул., 11, см. Бубыря дом).
Архитектура // Архитектурные памятники //Дворцы //

ВЛАДИМИРСКИЙ ДВОРЕЦ (Дворцовая наб., 26 / Миллионная ул., 27), пам. архитектуры эклектики. Построен для вел. князя Владимира Александровича в 1867-72 (арх. А. И. Резанов при участии арх. А. Л. Гуна, И. С. Китнера и В. А. Шретера). Гл. фасад, обращенный на Неву, решен в духе флорентийского Ренессанса, рустован и оштукатурен, детали исполнены из портландцемента. Тамбур парадного подъезда отделан бременским песчаником, украшен грифонами, гербами и чугунными фонарями.
Архитектура // Персоналия //

ГОГЕН Александр Иванович фон (1856-1914, П.), архитектор, акад. архитектуры (1895). Окончил АХ (1883). Среди ранних произведений - особняки Н. К. Вадбольской (9-я линия В. О., 10, 1886-88), Ф. Г. Козлянинова (ныне ул. Писарева, 12, 1891-92), К. А. Варгунина (Фурштатская ул., 52, 1896-99), характерные для зрелой классицистич. эклектики и отмеченные пластикой объемов и асимметричностью композиции.
Архитектура // Персоналия //

ГРИММЫ, династия архитекторов, теоретиков, историков иск-ва, педагогов. Давид Иванович Г. (1823, СПб. - 1898, там же), архитектор, представитель эклектизма, мастер "рус.-визант стиля", историк архитектуры Кавказа. Окончил АХ (1848), акад. (с 1855). В 1852-55 отправлен в качестве ее пенсионера за границу. В 1857-63 преподавал в Строит. уч-ще, с 1859 - в АХ (проф. с 1860, ректор архитектуры в 1887-92, поч. ч. с 1892). В 1865-71 архитектор Деп-та водных сообщений, с 1867 чл.-арх.
Архитектура // Архитектурные памятники //Общественные здания и сооружения //

ДВОРЦЫ БРАКОСОЧЕТАНИЙ И РЕГИСТРАЦИИ НОВОРОЖДЕННЫХ. Первый в стране Д. б. открыт в Л. в 1961 с целью придать более торжеств. и праздничный характер формально-бюрократич. процедуре регистрации "актов гражд. состояния".
Архитектура // Архитектурные памятники //Дома жилые //

ДОХОДНЫЕ ДОМА, здания, построенные с целью извлечения дохода путем сдачи помещений внаем. Появились в СПб. в нач. 18 в., широкое распространение получили после указа 1769, разрешавшего устройство лавок в первых этажах зданий. До нач. 19 в. именовались "спекулативными домами". При дороговизне и недостатке земли в центре СПб. постройки усадебного типа уступали место домам с "периметральной" планировкой (по периметру участка).
Архитектура // Архитектурные стили //

"КИРПИЧНЫЙ СТИЛЬ", принятое в искусствоведч. лит-ре название рационалистич. направления в архитектуре 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. Представители "К. с." принципиально отказывались от штукатурной отделки, имитировавшей формы ист. стилей, оставляли открытой кирпичную кладку стен или применяли долговечную облицовку из керамич. плитки.
Архитектура // Архитектурные памятники //Особняки //

КШЕСИНСКОЙ ОСОБНЯК (ул. Куйбышева, 2 / Кронверкский просп., 1), пам. архитектуры модерна. Построен в 1904-06 (арх. А. И. фон Гоген) для балерины М. Ф. Кшесинской. Здание отличается расчлененным асимметричным планом и динамичной композицией разновысоких объемов. Свободная ритмика разных по размерам окон отвечает расположению помещений.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Религия. Церковь // Храмы //

МЕЧЕТЬ соборная (Кронверкский просп., 7), пам. архитектуры, сооружена в 1910-13 на участке у Троицкой пл., купленном в 1907 бухарским эмиром. Разработанный арх. Н. В. Васильевым, С. С. Кричинским и А. И. фон Гогеном проект сочетал традиции мусульм. архитектуры (осн. прототип - мавзолей Гур-Эмир в Самарканде) с элементами сев. модерна.
Топография города // Городская сеть //Улицы //

МИЛЛИОННАЯ УЛИЦА [до 1738 Немецкая слобода, до сер. 18 в. Б. Немецкая ул., в 1740-1800-х гг. Б. Миллионная ул., в 1918-91 ул. Халтурина, в память рабочего-революционера С. Н. Халтурина (1856-1882)], между Дворцовой пл. и Лебяжьим кан. Первоначально застраивалась мазанковыми и дерев., с 1717 - кам. домами: П. И. Мошкова (д. 21, в 1830-х гг. перестроен, арх. И. И. Шарлемань), князя Д. Кантемира (д. 7, арх. Ф. Б. Растрелли, перестроен: в 1800-х гг., арх. Л. Руска, в 1875, арх. К. К.
Архитектура // Архитектурные стили //

МОДЕРН (от франц. moderne - современный, новейший), стиль в архитектуре и иск-ве кон. 19 - нач. 20 вв. В СПб. развивался с кон. 1890-х до нач. 1910-х гг. Сторонники М. стремились к созданию новых стилевых форм и средств выразительности, отказываясь от использования ист. стилей. Кардинальное эстетич. обновление предметно-пространственной среды было связано с поисками структурной целостности зданий, органич. взаимосвязи функционально-конструктивного и композиционного решений.
1 2 3