МОДЕРН (от франц. moderne - современный, новейший), стиль в архитектуре и иск-ве кон. 19 - нач. 20 вв. В СПб. развивался с кон. 1890-х до нач. 1910-х гг. Сторонники М. стремились к созданию новых стилевых форм и средств выразительности, отказываясь от использования ист. стилей. Кардинальное эстетич. обновление предметно-пространственной среды было связано с поисками структурной целостности зданий, органич. взаимосвязи функционально-конструктивного и композиционного решений. Становление петерб. М. проходило под сильным, а на нач. стадии - определяющим влиянием новых течений европ. архитектуры. Наиб. ранние постройки М. в СПб. создали арх. Г. В. Барановский, К. К. Шмидт, В. В. Шауб Р. Ф. Мельцер. Для раннего М. (до сер. 1900-х гг.) характерны преобладание текучих криволинейных форм, декорат.-орнаментальный образный строй, индивидуализация элементов, стилизация природных (в осн. растит.) мотивов. Эти черты ярко проявились в произведениях арх. Ф. Ф. Лумберга (собств. дом в Перекупном пер., 9, 1903), Ф. Ф. фон Постельса (дом на Б. Зелениной ул., 28, 1904-05), М. Ф. Гейслера (особняк М. Г. Савиной, ул. Литераторов, 17, 1905-06). Группа особняков на Каменном о. (арх. В. И.
Шене, Мельцер и др.) отличается выразит. пластикой, живописным силуэтом, контрастными сочетаниями материалов и неоромантич. трактовкой образа. Структурные принципы М. - свободное построение плана с перетекающими пространствами помещений, асимметричная разнообъемная композиция с разными по размерам и конфигурации проемами - последовательно реализованы в здании Витебского вокзала (1901-04, арх. С. А. Бржозовский, С. И. Минаш), особняках М. Ф. Кшесинской (1904-06, арх. А. И. фон Гоген, см. Кшесинской особняк) и С. Н. Чаева (1906-07, арх. В. П. Апышков).
Большое распространение в СПб. получил северный М., сложившийся под воздействием фин. и швед. нац. романтизма. Его основоположником и лидером был арх. Ф. И. Лидваль, последователями - арх. И. А. Претро (дом на Большом просп. П. С., 44, 1906-07), Н. В. Васильев и А. Ф. Бубырь. М. внес в застройку СПб. пластич. экспрессию, напряженную динамику, активную силуэтность. Естеств. камень, полихромный облицовочный кирпич и плитка, фактурная штукатурка обогатили архит. палитру города. В убранстве фасадов и интерьеров широко применялись скульпт. рельеф, декорат. металл, майолика, мозаика и витражи. В зрелом
М. (сер. 1900-х - нач. 1910-х гг.) нарастала тяга к ясной рациональности, геометризации и лаконизму. Развитие рационалистич. тенденций привело к зарождению протоконструктивистского направления М., основанного на принципах функциональной целесообразности, выявлении конструктивной основы сооружений. Примерами эстетич. осмысления металлич. или жел.-бетон. каркасных структур с большими плоскостями остекления являются торг. здания "С. Эсдерс и К. Схейфальс" (наб. р. Мойки, 73/15, 1906-07, арх. К. Н. де Рошефор, В. А. Липский), Торговый дом Гвардейского экономического общества (Б. Конюшенная ул., 21-23, 1908-09, 1912-13, арх. Э. Ф. Виррих, Н. В. Васильев и др.), Новый Пассаж (Литейный просп., 57, 1912-13, арх. Н. В. Васильев). Воздействие формообразующих приемов М. отразилось также в свободной переработке ист. прототипов, характерной гл. обр. для модернизованной неоклассики (арх. Лидваль) и "неорус. стиля" (арх. В. А. Покровский, Д. А. Крыжановский, А. П. Аплаксин). В нач. 1910-х гг. М. был оттеснен неоклассицизмом и др. ретроспективными течениями.
Лит.: 100 лет петербургскому модерну: Материалы науч. конф. СПб., 2000; Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна:
Особняки и доходные дома. СПб., 2003. Б. М.
Кириков.