"КИРПИЧНЫЙ СТИЛЬ", принятое в искусствоведч. лит-ре название рационалистич. направления в архитектуре 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. Представители "К. с." принципиально отказывались от штукатурной отделки, имитировавшей формы ист. стилей, оставляли открытой кирпичную кладку стен или применяли долговечную облицовку из керамич. плитки. При отделке фасадов использовался гл. обр. заграничный облицовочный кирпич, в осн. из Германии, выявлялись эффекты рельефной кладки, сочетания разных цветов, вводились детали из керамики и природного камня. Постройки с неоштукатуренными фасадами встречались в СПб. уже во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. (производств. и складские сооружения, казармы, иногда - парковые павильоны). Как самостоят. направление "К. с." формировался с сер. 19 в. в работах арх. П. И. Таманского (здание Арсенала на Кронверке), Г. А. Боссе (Немецкая реформатская церковь) и особенно Р. Б. Бернгарда (Гл. газовый з-д, наб. Обводного кан., 74, 1858-62; Евангелич. жен. б-ца, Лиговский просп., 2-4, 1870-71, совм. с О. Г. Гиппиусом). Дальнейшее развитие этот стиль получил в творчестве арх. В. А. Шретера и И. С. Китнера; их программные работы - жил. дом и ф-ка А. И.
Ниссена с 1872-73, наб. р. Фонтанки, 183) и дом В. Ф. Штрауса (1873-74, 2-я линия В. О., 9) - оказали значит. влияние на современников. Яркими образцами "К. с." являются собств. дома В. А. Шретера (наб. р. Мойки, 114 и 112, 1890-91 и 1897-99), дом П. Я. Бекеля (2-я линия В. О., 23, 1881-83, арх. Ф. К. Пуншель), дом Г. Г. Елисеева (наб. р. Фонтанки, 64, 1889-90, арх. Г. В. Барановский), комплекс тюрьмы "Кресты" и др. Широчайшее распространение "К. с." получил в промышленной архитектуре. Нек-рые приемы "К. с." применяли мастера "рус. стиля" кон. 19 в. (арх. А. А. Парланд, Вас. А. Косяков - см. в ст. Косяковы, Н. Н. Никонов и др.) Ярким представителем "К. с." был арх. К. К. Шмидт, в его постройках - особняке В. В. Тиса (Съезжинская ул., 3, 1897-98), Александринском жен. приюте (Большой просп. В. О., 49-51, 1897-99), собств. доме (Херсонская ул., 13) и доме Г. А. Шульце (ныне ул. Куйбышева, 22, оба - 1901-02) - прослеживается переход от стилизации мотивов ср.-век. архитектуры к модерну. В нач. 20 в. облицовочный кирпич (в осн. светло-серого тона) стал одним из наиб. популярных материалов, его часто применяли арх. Р. Ф. Мельцер, А. И. фон Гоген, А. С. Хренов и мн. др.
В этот период "К. с." трансформировался в один из вариантов рационалистич. модерна.
Лит.: Пунин А. Л. Архитектурные памятники Петербурга: Вторая половина XIX в. Л., 1981; Кириков Б. М., Штиглиц М. С. Петербург немецких архитекторов: От барокко до авангарда. СПб., 2002. Б. М.
Кириков.